Автомобиль. Как выбрать и что взять. Все тонкости в одной заметке.

 

 

Многие автолюбители, особенно начинающие, рано или поздно задаются вопросом, как выбрать автомобиль. Опишу вам алгоритм, который поможет выбрать автомобиль, подходящий именно под ваши требования. Машина не просто роскошь или средство передвижения, а в первую очередь имущество, и если допустить ошибки при выборе машины, можно потерять много денежных средств.

При покупке подержанного автомобиля необходимо обратить внимание на техсостояние, о чем можно прочитать, перейдя по ссылке.

Автомобиль, как мечта

При покупке машины, особенно если она у вас первая, может быть допущена большая ошибка, которая не позволит эксплуатировать авто в полной мере. Понятно, что большинство мечтает о неком гоночном болиде с большим количеством лошадей, однако ваш стиль жизни может требовать малолитражку или минивэн. Читайте заметку, и она поможет вам понять, что же именно вам необходимо. Если же с маркой и моделью вы определились, предлагаю к прочтению заметку про техсостояние автомобиля.

Цель покупки автомобиля

Для начала необходимо определиться, для чего вам нужна машина. Вот часть целей, под которые покупается авто:

  • Автомобиль покупается на каждый день. Основная цель возить владельца.
  • Автомобиль приобретается на каждый день как семейный авто.
  • Потребность в машине возникает по выходным, так как на работу проще добираться своим ходом или на общественном транспорте.
  • Автомобиль выбирается для поднятия своего социального статуса в собственных глазах и в глазах окружающих.
  • В первую очередь на машине планируется ездить за город, особо часто будут встречаться дороги с плохим покрытием.
  • Машина приобретается для работы, так как работа предусматривает разъездной характер.

Конечно это далеко не все цели, но основные я, надеюсь, перечислил. Для того, чтобы понять, какие параметры автомобиля выбрать, необходимо определиться с первичной целью покупки авто.

Далее приведу основные параметры, по которым стоит выбирать автомобиль.

Стоимость автомобиля

Думаю, что многие со мной согласятся, располагая определенным бюджетом, сложно вылезти за его рамки. Однако при определении допустимой стоимости авто можно допустить две ошибки:

  • Автомобиль покупается в кредит, и дополнительная тысяча рублей к ежемесячному платежу не кажется столь обременяющей. В итоге, достаточно легко выйти далеко за пределы начальной суммы.
  • В сумму, запланированную к трате на автомобиль, не заложено ежемесячное содержание автомобиля и его начальное приведение в хорошее техническое состояние.

Теперь поподробнее. Выбирая автомобиль в кредит, многие берут в расчет зарплату за последние несколько месяцев, забывая при этом заложить форс-мажорные ситуации. Также, почему то, забывается и то, что после покупки машины необходимо будет тратить часть месячного бюджета на содержание авто, будь то бензин или же мелкие расходники. И если вы, допустим, получаете 30000 рублей, и при этом у вас в конце месяца остается 5000 рублей, это не значит, что максимальная сумма ежемесячного платежа может быть равной те самые 5000 рублей. Из оставшихся денег нужно отнять планируемую сумму затрат на бензин, которую можно посчитать, зная примерное количество километров в день и паспортный расход топлива автомобиля. Также не стоит забывать, что время от времени машину необходимо обслуживать, начиная с плановых ТО и заканчивая текущими ремонтами. При определении бюджета на покупку постарайтесь найти информацию о среднемесячном содержании автомобиля. Подробнее об этом написано в заметке про автокредиты.

Тип кузова автомобиля

Ну вот мы и определились с бюджетом, который потратим на авто. Теперь самое время подумать о типе кузова. От этого зависит его вместимость, безопасность и практичность. Кузова типа «джип» подойдут тем, кто желает поднять свой статус в глазах окружающих. Если же на первом месте стоит вместимость, то лучшее решение это микроавтобус или минивэн. Для тех, кому нужен относительно экономичный автомобиль, который подходил бы под многие хозяйственные нужды, в пору придется универсал. Если время от времени необходимо перевозить малогабаритные грузы, а большую часть времени планируется передвижение по городу без пассажиров, на помощь придет хэтчбек. Для ездящих большую часть времени в одиночку, время от времени перевозя пассажиров, подойдет седан. Ну и наконец для заядлых одиночек, не планирующих частую перевозку пассажиров подойдет купе.

Привод автомобиля

Вот и с кузовом мы определились. Время перейти к трансмиссии, или другими словами способе соединения колес с двигателем. Пойдем от дороги к двигателю, и рассмотрим привод. Выбор достаточно невелик:

  • Передний
  • Задний
  • Подключаемый полный
  • Постоянный полный

Начну с конца.

Постоянный полный привод хорош тем, что машины с таким приводом достаточно проходимы и предсказуемы. Однако у постоянного полного привода есть и недостаток: потеря мощности и повышенный расход топлива по сравнению с «недоприводными» братьями.

Подключаемый полный привод достаточно экономичен, ведь при обычной езде машина является передне или заднеприводной. Полный же привод включается только при необходимости, будь то проскальзывание ведущих колес, решение системы стабилизации или иные причины, заложенные производителем. Однако подключаемый полный привод может преподнести неприятный сюрприз, включив к примеру задний привод в повороте, что иногда приводит к развороту или сносу машины. Эту особенность надо знать, если подключаемый полный привод ваш выбор.

Задний привод нарекли в народе классикой, ведь именно с него и началась история автомобилей. Исполнение заднего привода самое простое среди всех способов приведения колес в движение, и как следствие стоимость его содержания ниже всех. Заднеприводные автомобили как правило имеют малый радиус разворота по сравнению с остальными. Однако в зимнее время года на заднем приводе сложно ездить из-за постоянного стремления задней оси пойти на обгон передней. Это не значит, что машину будет постоянно закручивать, но трогаясь, или добавляя газу в повороте не стоит забывать, что задние колеса будут пытаться обогнать передние. На заднем приводе зимой необходимо аккуратно трогаться, а при прохождении поворотов помнить, что педаль газа нужно приотпускать.

Передний привод лишен недостатков заднего, однако имеет свои. Во первых у переднеприводных автомобилей больше радиус разворота, а это значит, что выбирать место для разворота придется с учетом особенностей привода. При трогании в зимнее время года, передние колеса пытаются съехать в сторону. При пробуксовывании передних колес машина может частично или полностью перестать слушаться руля. Однако при умелом обращении передний привод позволяет вытащить машину из таких заносов, в которых другие типы привода уже сдались.

Разумеется, из того что я написал, не стоит делать вывод, что машина будет постоянно ездить боком или крутиться. Я всего лишь описал частные случаи, которые некоторым водителям мешают нормально передвигаться.

Коробка передач

Мне известно 4 типа коробок:

  • Механическая
  • Автоматическая
  • Вариатор
  • Робот

Самая неприхотливая в обслуживании и долговечная конечно же старая добрая «механика». Механика позволяет ездить на тех режимах, которые необходимы именно вам и именно в данный момент. Едете вы спокойно, есть желание переключаться на низких оборотов, необходим стремительный разгон, переключаемся на высоких оборотах. В данном случае экономичность и динамика полностью в ваших руках, но пользоваться всеми прелестями механики вы сможете только поняв принципы её работы и привыкнув к ручному управлению передачами.

«Автоматы» более привередливы в обслуживании и имеют более дорогостоящий ремонт в случае поломки. Зато при езде руки свободны, а голова не загружена думами о выборе передачи и плавности отпускания сцепления. Конечно же при всех прочих равных вы проиграете в динамике машине с ручной коробкой, но с другой стороны, не факт, что вы сможете переключаться на механике лучше, чем это делает автомат. В дополнение, существуют автоматические коробки Tiptronic, которые выполняя функции автоматической коробки позволяют перейти в режим ручного переключения, и в итоге вы будете давать команду автомату, какую именно передачу необходимо включить.

Вариаторы самые экономичные, среди всех коробок передач, однако при этом самые привередливые и дорогостоящие в ремонте. Только вариаторные коробки обладают способностью, которая позволяет экономить топливо, но при этом раздражает некоторых — разгоняться на фиксированных оборотах. К примеру, решили вы разогнаться до сотни, машина начала набирать обороты и разгоняться, но как только обороты дошли до 3000 об/мин, они перестали расти, а машина при этом ускоряется. Происходит это потому, что в коробке передач происходит плавное изменение передаточного числа, и когда машина выходит на самые оптимальные обороты, дальнейший разгон осуществляется уменьшением передаточного числа, без изменения оборотов двигателя. При этом звук мотора не меняется и не происходит никаких рывков. В общем «как на троллейбусе».

«Роботы» по своей натуре все та же механика, однако водитель или вообще отстранен от процесса выбора передачи, или выполняет только часть функций по сравнению с полностью механической коробкой. По прихотливости и дороговизне обслуживания роботы находятся между механикой и автоматом.

 Двигатель

В то время, когда мы уже определились с целью покупки автомобиля и типом трансмиссии, самое время выбрать подходящий тип двигателя. По сути их два класса: бензиновые и дизельные. Можно еще выделить поршневые и роторные. Теперь поподробнее, начну с конца.

Самый распространенный тип двигателей это поршневой. Именно о них рассказывают в автошколах, так как машин на роторных двигателях не так много. Сходу на моей памяти роторные двигатели выпускают Жигули и Мазды. Роторные двигатели хороши своей динамикой, высоким КПД по сравнению с поршневыми, на порядок меньшим количеством запчастей, из которых состоят и плавностью работы. Однако не все так радужно, раз этот тип двигателей не получил массовое распространение. Самая большая проблема, это низкая ремонтопригодность. Если роторный двигатель начал ломаться, достаточно сложно будет найти по ним специалистов, а ресурс роторных двигателей меньше, чем у поршневых.

Далее стоит определиться с типом топлива. Дизельные моторы более экологичные, хотя иногда их выхлоп не выносим. Также, сильная сторона дизельных двигателей, это их тяговитость. На более низких оборотах дизельный двигатель выдает больший крутящий момент, чем его бензиновый собрат. Так же стоит отметить, что при всех прочих равных, дизельные двигатели более экономичны. Однако в зимнее время года необходимо позаботиться о «правильном» топливе или присадках, иначе машина может замерзнуть даже на ходу. Если вы любите динамичную езду, дизельный двигатель может не оправдать ваших ожиданий, ведь он имеет меньший диапазон рабочих оборотов чем его бензиновый собрат, а это значит, что у коробки передач будут заданы такие передаточные числа, которые рассчитаны на тяговитость и малооборотистость.

Бензиновые двигатели более динамичны, и способны развивать больших значений оборотов, однако они уступают дизельным в тяговитости, а это значит, что для достижения той же мощности, необходимо сжечь больше топлива.

Турбо, компрессор или атмосферник

Кто то спросит, что это за слова. Сейчас объясню. Двигатель работает благодаря тому, что в его теле смешивается и поджигается топливовоздушная смесь. Взяли 14 грамм воздуха, капнули один грамм бензина, подожгли все это дело и оно взорвалось, оказав при этом давление на поршни, которые через ряд механизмов крутят колеса. Однако объем двигателя ресурс дорогой, ведь надо и поршни делать большего размера и сделать так, чтобы эти поршни проходили большее расстояние, а это дорого. Поэтому и был придуман наддув воздуха. Если взять атмосферник, то объем смеси определить легко, достаточно замерить объем камеры сгорания в полностью раскрытом состоянии, когда поршень опущен, ведь больше воздуха туда не попадет, чем может всосать цилиндр. В наддувных же двигателях воздух, после определенных оборотов, начинает загоняться в двигатель под давлением, и вот уже в двигатель объемом 2 литра лихо помещается 3 литра воздуха, а если повысить давление наддува, то можно затолкать  4 литра и даже больше. Вот и получается, что двигатель с объемом 2 литра способен при помощи нагнетателя выдавать мощность, сопоставимую с двигателями больших объемов. Турбо и компрессор имеют только одно фундаментальное отличие. Компрессор приводится в движение самим двигателем или электромотором, а турбо нагнетатели используют силу выхлопных газов для раскручивания воздушной турбины.

Стоимость обслуживания и надежность у атмосферников лучше чем у их «конкурентов». Но это и логично, ведь чем меньше деталей крутятся на двигателе, тем выше надежность и ниже стоимость ремонтов. Однако атмосферники проигрывают в динамике своим наддувным собратьям.

Определившись с «наддувностью» двигателя можно обратить внимание на мощность двигателя и его объем. Объем имеет значение при растаможивании машины, мощность влияет на размер транспортного налога. Это если подходить с экономической стороны к вопросу выбора. А со стороны динамики более задорны конечно турбовые машины, но более мягкие и тяговитые атмосферники. То есть имея выбор между 2 литровым турбо с 300 лошадиными силами, и 4 литровым атмо все с теми же 300 л/с, атмосферник будет более тяговит и возможно даже будет иметь преимущество в динамике.

Тип впрыска

Когда вы определились со всеми предыдущими параметрами, можно подумать о типе впрыска. Этот пункт можно смело пропускать, если не интересны тонкости.

По сути существует четыре типа впрыска: карбюраторный, центральный впрыск, распределенный впрыск, и непосредственный впрыск. Указал я их в порядке их появления.

Карбюраторный самый ремонтопригодный, но самый нерациональный способ приготовить смесь. Карбюратор достаточно сложно настроить, и как правило при прогреве приходится вручную управлять процессом открытия дополнительной заслонки, чтобы холодному мотору хватало воздуха.

При центральном впрыске на двигателе установлена только одна форсунка, что снижает стоимость ремонта, но при этом качество смеси не многим лучше чем у карбюраторных моторов, что в итоге сказывается на мощности двигателя.

Распределенный впрыск — это следующая ступень в развитии моторов. Бензин все так же впрыскивается в систему подачи воздуха, но при этом форсунки находятся ближе к цилиндрам, что позволяет более точно дозировать бензин.

При непосредственном впрыске топливо впрыскивается непосредственно в камеры сгорания. При этом смесь получается более качественная, а мотор приобретает возможность набирать максимальную мощность на более низких оборотах, что положительно сказывается на динамике. Однако у непосредственного впрыска есть две проблемы: насос-форсунки и ТНВД или топливный насос высокого давления — стоят дорого и при этом относительно ненадежны. При покупке не нового авто стоит обратить на эти два узла внимание.

Усилитель руля

Усилитель руля может отсутствовать, может быть гидравлическим или электрическим. Усилитель ассистирует водителю при поворотах руля. При этом водитель прилагает лишь часть усилий, необходимых для поворота рулевых колес. Электрические усилители более простые, но у них меньшая отзывчивость руля, то есть с электроусилителем дорогу руками вы будете чувствовать хуже, чем с гидроусилителем. Гидроусилитель идеально передает информацию с рулевых колес, но как и любая гидравлика, имеет две проблемы: герметичность контура высокого давления и износ гидравлического насоса. Так же гидроусилитель требует периодической замены гидравлической жидкости.

Отдельный вопрос это рулевой ассистент или сервотроник. В функции этого механизма входит изменение тугости руля или передаточных чисел в рулевой рейке, при увеличении скорости. Другими словами на парковке при малой скорости руль крутится одним пальчиком и на один оборот руля приходится примерно 15 градусов поворота рулевых колес. На скорости же 150 км/ч руль становится тугим, а на один поворот руля приходится уже 10 градусов поворота рулевых колес, то есть повышается точность управления.

Безопасность

У меня много знакомых автомобилистов, но лишь единицы задумываются о безопасности машины при покупке. Ключевая фраза «Да я буду медленно и аккуратно ездить». Но дорога штука такая: не ты, так в тебя. Безопасность зависит от следующих параметров:

  • Масса машины
  • Тип кузова
  • Наличие средств пассивной безопасности
  • Наличие средств активной безопасности
  • Высокий рейтинг по версиям организций вроде EuroNCAP

Чем тяжелее машина, тем больше импульса она несет, а это значит, что её сложнее остановить, и следовательно пассажиры машины будут замедляться с меньшим ускорением, и перегрузки будут меньше.

От типа кузова зависит количество жизненного пространства спереди и сзади. У микроавтобуса практически отсутствует жизненное пространство спереди, у хетчбеков его практически нету сзади.

Средства пассивной безопасности направлены на ситуации, когда удар уже не избежать. К примеру подушки безопасности, ремни, дуги безопасности, зоны программируемой деформации и прочее. Кстати, если у вас есть ребенок позаботьтесь о приобретении детского автокресла. Их необходимость и особенности выбора описаны в заметке как выбрать детское автокресло.

К активной безопасности относятся системы, которые направлены на исправление ошибок водителя, чтобы не допустить аварии. К примеру, система курсовой устойчивости, антиблокировочная система и прочее.

Ну и разумеется перед покупкой автомобиля ознакомьтесь с видео краштестов и статистикой аварий. Так же очень много информации могут дать результаты краш-тестов проводимых организацией EuroNCAP и ей подобных. Под результатом краштеста понимается заключение о предполагаемых травмах как для пассажиров и водителя, так и для пешеходов. Кстати, стоит обратить внимание на то, что микролитражка с рейтингом безопасности 5 звезд и джип все с теми же пятью звездами это не одно и тоже. Все дело в том, что машины при краш тестах разбивают о нечто недеформируемое, следовательно во всю работают системы пассивной безопасности. Другими словами нужно иметь очень много прочности и продуманные элементы програмируемой деформации, чтобы уцелела капсула салона двух тонного джипа. Оставить в целости капсулу микролитражки массой 700 килограмм куда проще, ведь она несет гораздо меньше импульса, вот только столкнись малолитражка с 5 звездами с джипом на 3 звезды, шансов выжить будет больше у более тяжелой машины.

Ну и разумеется учитывайте высоту посадки пассажиров и водителя. Если в джип влетит болид формулы один, то попадет он в область машины, где людей попросту нет, ведь люди сидят выше.

В идеале конечно лучше покупать машину, у которой по результатам краштестов зеленый капот, и все зеленые или хотя бы желтые человечки. Так же не стоит забывать про безопасность пешеходов. Эти параметры тоже оцениваются при краштестах.

Купив безопасный автомобиль не стоит ездить на нем исходя из принципа «со мной ничего не случиться, я в танке». С вами то может не случиться, но это не означает, что ничего не случиться с окружающими, которые вокруг. Даже не имеет значения кто прав, а кто виноват, если речь идет о здоровье или жизни.

Топливная система

Далее стоит определиться с типом топлива. Дизельные моторы более экологичные, хотя иногда их выхлоп не выносим. Также, сильная сторона дизельных двигателей, это их тяговитость. На более низких оборотах дизельный двигатель выдает больший крутящий момент, чем его бензиновый собрат. Так же стоит отметить, что при всех прочих равных, дизельные двигатели более экономичны. Однако в зимнее время года необходимо позаботиться о «правильном» топливе или присадках, иначе машина может замерзнуть даже на ходу. Если вы любите динамичную езду, дизельный двигатель может не оправдать ваших ожиданий, ведь он имеет меньший диапазон рабочих оборотов чем его бензиновый собрат, а это значит, что у коробки передач будут заданы такие передаточные числа, которые расчитаны на тяговитость и малооборотистость.

Запись опубликована в рубрике По свежим следам, Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «Автомобиль. Как выбрать и что взять. Все тонкости в одной заметке.»

  1. Игорь говорит:

    Спасибо за полезную статью

  2. Ригат говорит:

    Хорошая статья, все просто написано. Никаких заумных терминов, для начинающего и не очень опытного автолюбителя — самое то. от себя добавлю — не забыть обмыть приобретение. А то в ближайшее время выпить вам придется еще не скоро) а судя по последним поправкам — еще и очень дорого!

  3. Кристина говорит:

    Спасибо!!!!!

  4. Александр говорит:

    Да отзыв очень полезен. Большое спасибо.

  5. Артём говорит:

    Спасибо, очень интересная статья! Особенно про особенности двигателей, наддува и впрыска — просто и лаконично, но с деталями и вполне доходчиво.

Добавить комментарий