Точка принятия решения, или действуем за рулем как летчики

Давненько уже читал я «раздумья ездового пса» Василия Васильевича Ершова. Читается на одном духу, а самое главное — до сих пор не выпадает у меня эта книга из головы. Чем летчик отличается от водителя? С одной стороны ничем — ведь и тот и другой управляет транспортом, с другой у летчиков ответственность и цена ошибки в порядки раз выше. И уж у кого, а у летчиков необходимо учиться в первую очередь.Первое, что у меня засело в голове, это как раз точка принятия решения, или другими словами некая отметка в пространстве, далее которой нельзя менять тактику, технику и намеченные цели. Вот допустим мы едем по дороге, и планируем двигаться в прямом направлении, но внезапно пассажир вскрикивает «Сюда надо было поворачивать!». Кто то попросту не послушает такого пассажира, а ведь кто то может резко крутануть руля. Почему у летчиков возник такой термин как точка принятия решения. А ведь просто все. Когда самолет идет на взлет, ему требуется определенное расстояние и время, для того, чтобы прекратить взлет (или посадку) и вернуть машину в предыдущее состояние(или состояние стабильного полета или полная остановка). А почему в машине должно быть по другому? В той же ситуации с поворотом во двор требуется время чтобы снизить скорость, убедиться что справа никого нету, перестроиться и выполнить поворот. С другой стороны машина не самолет, и маневр «захода на второй круг» не столь дорогая операция. У меня в жизни было три больших захода на второй круг. Все они были благодаря GPS навигатору или пассажирам, которые не своевременно сообщали изменение маршрута. Всегда была одна реакция «Ну и что теперь, сейчас еще разочек тут проедем». Правда заход на второй круг занимал до одного часу времени, но это было лучше, чем на скорости 70км/ч резко повернуть из третьего ряда на съезд на развязку. В общем любое движение на автомобиле должно быть запланированное, плавное, а не резкое спонтанное.

Еще один момент, который мне очень нравится у летчиков это их карты. Те самые, которые содержат список действий и проверок, предшествующих какому-либо рейсовому событию. У летчиков карты выполняются при выходе на взлетную полосу, при выходе на взлет, при заходе на посадку и при маневрировании после посадки, а так же при нештатных ситуациях. В машине такие карты будут так же полезны, а действий в них будет не столь много как в авиации. К примеру, отъезд от заправки в обязательном порядке требует закрытого бака, и пистолета, который вставлен в свой держатель. Не проверив эти два пункта, движение от бензоколонки начинать нельзя. При начале движения, в обязательном порядке, необходимо убедиться, что исправно рулевое управление и тормозная система, а на траектории автомобиля нету препятствий и людей. Раз в месяц автомобилю необходим осмотр всех жидкостей на их наличие и уровень(можете чаще, лучше чаще). Лично у меня в голове карты действий составлены на большую часть ситуаций, однако как и летчики, последнее слово всегда за водителем. Но есть такие пункты в картах, которые выполнять стоит всегда. Делаем перестроение: включить поворотник, посмотреть в зеркало, выбрать окно для перестроения, перестроиться. Чем не карта. А в этом процессе есть точка, после которой перестроение проводить нецелесообразно, так как успех дельнейшей поездки не гарантирован — это и есть точка принятия решения.

Я всегда помечаю дорогу образными маркерами, рисуя глиссаду(правильный курс, который приведет меня туда, куда я запланировал попасть через 3-5 секунд), точки и коридоры, где маневры не допустимы, точки, где я должен осмотреть пешеходный переход на наличие пешеходов, точки, где я должен принять решение, ехать на этот зеленый, или применить тактику «слива», снижая скорость так, чтобы остановиться на желтый или красный.

Если эти вещи применять ежедневно, они прочно войдут в обиход, собственная самокритичность повысится, а безопасность движения станет намного выше, как для вас так и для окружающих водителей.

Запись опубликована в рубрике Философская. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий на «Точка принятия решения, или действуем за рулем как летчики»

  1. Дмитрий говорит:

    Интересное рассуждение.Я сам водитель и знаю не по наслышке как важно умение быстро принимать решение ,а особенно в зимнее время года,когда ещё сложнее управлять автомобилем. Реклама, реклама, реклама, реклама, реклама.

Добавить комментарий