Аккумуляторы — вся правда и вымысел

В аккумуляторе содержится энергия для пуска нашего автомобиля. С этим утверждением знакомы все. Но не все, к примеру, знают, что при резко возникшей нагрузке, когда генератор не в состоянии предоставить запрошенный объем энергии на клемы, именно аккумулятор покрывает оставшуюся часть нагрузки. К примеру, когда вы прикуриваете чужой автомобиль, вы не только даете напряжение для частичного заряда аккумулятора, но и запитываете бортовую сеть автомобиля-пациента. В заметке я хочу рассказать про эксплуатацию и диагностику аккумуляторной батареи вашего автомобиля.

Устройство аккумуляторных батарей

Устроены аккумуляторы достаточно просто. Любой аккумулятор, как правило, имеет 6 секций(банок), в каждой из которых висят свинцовые пластины, которые опущены в раствор серной кислоты, именуемый электролит.

Имейте это в виду, так как серная кислота достаточно едкое вещество, которое в добавок лишено полезных свойств для организма. Если пролить электролит на руку, можно запросто получить химический ожог. Если все же кислота попала на поверхность вашего тела или внутрь, срочно промойте поверхность большим количеством воды, или выпейте много воды и сделайте промывание желудка, если электролит попал внутрь. После этого обязательно обратитесь к врачу незамедлительно, чтобы избежать последствия.

Так вот. Имеем шесть банок с свинцовыми пластинами и наполненные кислотой. Каждая банка дает 2 вольта напряжения, а если соединить их последовательно, получим как раз 12 вольт. На самом деле каждая банка дает не ровно 12 вольт, но об этом немного позднее.

Как понять, что батарея исправна и находится в хорошем состоянии

Этот вопрос в первую очередь стоит задавать при покупке нового аккумулятора. Хороший магазин сделает при вас тест специальной нагрузочной вилкой, которая выполняет одновременно две функции: дает на клемы аккумулятора нагрузку около 200 ампер, а так же замеряет напряжение на клеммах во время теста и после него.

Если аккумулятор исправен, напряжение на нем в процессе теста не упадет ниже 10 вольт для 12 вольтовых аккумуляторов. Сразу после теста напряжение должно быть не ниже 12 вольт. Если напряжение просело, аккумулятор требует обслуживания. Так же есть понятие остаточного напряжения, а именно, непосредственно после заряда аккумулятор должен выдавать на клеммах без нагрузки напряжение более 12 вольт. Если напряжение после зарядки почти такое же как и до зарядки, скорее всего батарея неисправна.

Что такое плотность электролита и на что она влияет

Как я говорил ранее, электролит, это раствор серной кислоты с дистиллированной водой. Соотношение воды и кислоты примерно 50 на 50, а именно на одну часть воды приходится около 1.25 серной кислоты. Число 1.25 как раз и является плотностью. По плотности можно сделать вывод об эксплуатационных свойствах аккумулятора и о его состоянии — чем выше плотность, тем ниже у батареи температура замерзания, а сама батарея находится в хорошем состоянии.

Если у вас обслуживаемый аккумулятор(банки закрыты резьбовыми пробками), и вы чувствуете в себе силы, можете замерить точное значение плотности электролита специальным прибором ареометр. Однако стоит иметь в виду, что не стоит искусственно пытаться поднять плотность, к примеру, путем добавления кислоты в аккумулятор. Дело в том, что содержание кислоты в аккумуляторе как правило число неизменное, но  молекулы кислоты могут находиться в растворе, а так же оседать на свинцовых пластинах. При зарядке аккумулятора, молекулы серной кислоты «отцепляются» от пластин и восполняют недостаток в растворе электролита. Если же попытаться подлить кислоты в севший аккумулятор, на пластинах осядет слишком много кислоты, что обязательно разрушит пластины и они начнут осыпаться.

Как привести аккумулятор в чувства

На самом деле способов не так много и написать много не получится. Сперва надо зарядить аккумулятор(если аккумулятор обслуживаемый, необходимо предварительно приоткрыть пробки банок, чтобы аккумулятор не вздуло при кипении электролита, так как при зарядке выделяется газ).

Заряжать аккумулятор можно только в хорошо проветриваемом нежилом помещении, или в идеале на улице, так как газ, который выделяется при зарядке аккумулятора не способен продлить жизнь или прибавить здоровье, зато способен сделать обратное. Так же имейте в виду, что иногда(редко, но бывает) при зарядке аккумуляторы взрываются. Чаще это наблюдается с необслуживаемыми батареями, у которых по каким то причинам закрыты вентиляционные отверстия. При взрыве, наружу высвобождается все содержимое одной или нескольких банок, то есть вокруг расплескивается кислота.

Чтобы избежать последствий взрыва, выбирайте место для зарядки аккумулятора с расчетом на то, что он может причинить неудобства. После того, как аккумулятор заряжен(а на это требуется примерно емкость аккумулятора / 10, если аккумулятор изрядно разряжен), необходимо проверить плотность электролита или напряжение через 15-20 минут. Если остаточное напряжение ниже 12 вольт — аккумулятор требует замены.

Если плотность электролита ниже нормального уровня и имеется возможность, необходимо долить серной кислоты(или работайте крайне внимательно и только в защитной одежде, или отдайте аккумулятор на обслуживание профессионалам, благо они за это много денег не возьмут). Не забывайте про параметр плотности при доливке, так как может понадобиться снизить плотность электролита доливанием дистиллированной воды. Вот собственно и все возвращение в чувства.

Типичные неисправности аккумулятора

1. Осыпание пластин. При осыпании, если у аккумулятора прозрачный или белый корпус, будут видны на дне хлопья, большое количество осадка и даже куски свинцовых пластин. Неисправность фатальна, и батарею придется заменить.

2. Низкая плотность электролита. Данная неисправность требует внимательного подхода. Приводим в чувства аккумулятор, как написано в предыдущем блоке, после чего делаем выводы о его состоянии.

3. Короткое замыкание банок. Плюс внутри банки находится сверху, минус снизу. Сама пластина не касается дна, однако если коснулась, батарея работать не будет. Коснуться она может или из за большого количества осадка на дне или из-за выход из строя самой свинцовой пластины. В такой случае аккумулятор не сможет выдать более 10 вольт без нагрузки и подлежит замене.

Как правильно эксплуатировать

На самом деле все просто. Следить за напряжением через 20 минут после остановки двигателя. Если напряжение падает ниже 12.3 вольта, батарея требует обслуживания(читай блок «поведение в чувства»). Разумеется имеет смысл измерять напряжение только на клеммах аккумулятора, так как до приборной панели приходит далеко не вся энергия — часть её тратится на другие потребители, различные соединения.

Если вы решили кого то прикурить, имейте в виду, что после этого батарее как минимум необходимо подработать с генератором около часа. Генератор сам по себе не способен зарядить аккумулятор, так как при зарядке аккумулятора на него подается либо большое напряжение, и при этом аккумулятор выступает в роли нижнего из сообщающихся сосудов, или аккумулятор заряжают постоянным током, то есть «напряжение загоняют под давлением». Генератор же генерирует напряжение, как подземный источник в озере — если заряд аккумулятора ниже уровня озера, он заберет себе часть энергии, если заряд не такой уж и низкий(при этом на самом деле он может быть не высоким), то заряжаться аккумулятор не будет.

Как выбрать аккумулятор

Важных параметров четыре. Перечислю их все:

1. Размер. Это на самом деле важно, ведь каждый автомобиль имеет площадку под аккумулятор, рассчитанную на батарею определенных высоты ширины и длины. Иногда производитель авто делает площадку под несколько размеров аккумуляторов, но в любом случае, перед покупкой, необходимо узнать размер, допустимый для вашей машины.

2. Полярность и размер клемм. Здесь тоже важно не ошибиться. Клеммы бывают маленькие и большие(японские и  европейские), а полярность бывает прямая и обратная(плюс с лева и плюс справа). Купите не тот размер клемм или не ту полярность — пойдете менять батарею.

3. Емкость аккумулятора. Имеется в виду минимальная емкость. Если производитель рекомендует аккумулятор с емкостью 50 А/ч, значит брать аккумулятор с меньшей емкостью не стоит. С большей вполне возможно, и это никак не скажется на его недозаряжености, а помочь при холодном старте это сможет. Да и плотность электролита при длительном использовании будет падать не так сильно, как в аккумуляторах с маленькой емкостью, однако при невнимательной эксплуатации аккумулятор с большей емкостью очень просто «убить», ведь он будет заводить ваш автомобиль до последнего, после чего восстановить его будет невозможно.

4. Ток холодного пуска. Этот параметр важен при зимних пусках двигателя, ведь именно первые обороты стартера задают интенсивность вращения маховика при заводке. Если первый рывок будет стремительным, двигатель будет крутиться активнее. Ток холодного пуска, это величина тока, которую способен отдать аккумулятор при повороте ключа зажигания(когда мы поворачиваем ключ, стартер является чуть ли не идеальным проводником, так как провода его обмотки имеют очень большое сечение). Вспомните, что сложнее — сдвинуть с места какой либо предмет, или поддерживать его движение. Как раз ток холодного пуска и задает импульс для сдвигания с места.

Ну и напоследок хочу поделиться опытом. В начале я каждый год покупал новый аккумулятор, отдавая при этом в магазине не менее 5000 рублей, однако срок службы аккумуляторной батареи не менее трех-четырех лет при бережной эксплуатации. Чтобы сэкономить деньги, перед началом зимы и в её середине поставьте аккумулятор на зярядку. Это продлит ему жизнь и сбережет ваши нервы, время, силы и здоровье.

Запись опубликована в рубрике Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на «Аккумуляторы — вся правда и вымысел»

  1. Сергей говорит:

    Хорошая статья, спасибо. Особенно актуальна сейчас, зимой. И что там «косноязычного» нашёл автор предыдущего коммента — не совсем понятно. А статья понятна «от и до»! )))

  2. евгений говорит:

    спасибо все доступно и понятно. есть вопросик. заряжал аккумулятор автоматическим ЗУ (заряжался порядка 8-и часов) после зарядки вольтаж в норме, пуск авто прекрасно. но плотность электролита низкая (1,18-1,20) батарее 1,5 года. что скажете и какие советы?

    • Блоговод говорит:

      Попробовать зарядить еще раз. Плотность почти в норме. Думаю летом нет смысла проводить дополнительные мероприятия, а к зиме зарядить, чтобы аккумулятор вас не подвел.

  3. Behram говорит:

    Что маленький, что большой аккумулятор будут крутить стартер до последнего. Маленький аккумулятор убить при этом проще. Большой еще и бОльший ток может отдать, что поможет зимой. Некоторые советуют перед запуском двигателя включить дальний свет на несколько минут для разогрева электролита, но по моему это бессмысленно, так как сопротивление заряженного аккумулятора крайне низкое, да и теплоемкость электролита большая.

  4. Владимир говорит:

    Копец костноязычно. Читать невозможно. Куча ошибок и нестыковок. Автор, поработай над речью!

Добавить комментарий