Срезающим повороты посвящается

В последнее время достаточно часто приходится ездить по трассам. Да на самом деле и в городе таких моментов достаточно. Вот едешь, например, по трассе первой категории — две попутных полосы. Едешь по левому ряду, в правом тоже едет машина. Но, проходя левый затяжной поворот, практически достигнув апекса поворота(середины дуги поворота), эта машина почему то смещается на середину дороги к центру поворота и обогнать её возможности уже нету. Водитель этой машины даже не удосужился посмотреть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться что его перестроение (а ведь он меняет полосу) никому не мешает. А ведь у нас в скорости разница имеется. Получается что он создает аварийную ситуацию. А давайте разберемся, почему водитель этого «синего автомобиля» или «большого черного джипа» вообще делает такой маневр. И самое главное — поможет ли он ему?

Причина

Ну как раз причиной такого маневра лично мне все понятно. Водитель проходит поворот на скорости, с которой он не уверен, что пройдет этот поворот. Или он не уверен в своих навыках. Короче, этот водитель ездить не умеет, иначе бы просто не совершал бы такого маневра. Возвражаете? А давайте разберем мысли такого водителя и реальность.

Проходя затяжной поворот налево и срезая его, проехав уже серидину, водитель думает, что это снизит вероятность заноса и дает ему некоторый запас справа. Второе от части верно, первое нет.

В автоспорте водители проходя поворот на более чем предельной скорости уходят с внутренней на внешнюю траекторию, чтобы таким образом снизить угол дуги прохождения поворота. Другими словами, для прохождения с внутренней на внешнюю понадобится меньший поворот руля, чем при движении сохраняя ряд. А что делает большинство водителей синих автомобилей и больших черных джипов? Они идут с внешней на внутренню, когда апекс уже остался позади. Но при таком прохождении ему прийдется делать больший поворот руля, нежели при движении с сохранением ряда. Чем сильнее мы крутим руль, тем больше вероятность заноса задней оси, или сноса передней.

Очень часто при движении с внешней на внутреннюю появляется так называемая избыточная поворачиваемость. Тоесть машина поворачивает сильнее, чем того хотел водитель. Это и есть начало заноса. И если ничего не предпринять или совершить ошибку, то машину развернет и она полетит на встречку, так как встанет она правым боком по ходу движения а ведушие колеса по прежнему её двигают.

Еще один момент. От чего зависит предел срыва колес. От центробежной силы, создаваемой дугой поворота и вектора тяги автомобиля. Чем больше угол между центробежной силой и вектором тяги машины, тем выше вероятность заноса. Идеальные значения меньше или равны 90 градусам. Тоесть при проходе поворота с внешней на внутреннюю у нас угол превышает 90, при проходе с внутренней на внешнюю угол наоборот меньше 90.

От чего зависит центробежная сила при прохождении затяжных поворотов

Основных показателя два: скорость и отдаленность от центра окружности поворота. Тоесть чем правее (при прохождении левого поворота) мы находимся, тем меньше центробежная сила. Чем медленнее мы едем, тем меньше центробежная сила. Поэтому если вы вместо прохождения левого поворота в левом ряду на скорости 90км/ч пройдете его же на скорости 80 км/ч в правом ряду, вы испытаете меньшие перегрузки, а значит и снизится вероятность заноса.

Почему же гонщики срезают повороты

Основных причины две и относятся они к разным поворотам: на коротких поворотах с большим углом срезание позволяет увеличить радиус дуги траектории, но срезают они по схеме внешняя-внутренняя-внешняя, в длинных поворотах они действительно создают себе запас с внешней стороны, но делают они это, зная, что может начаться занос — тоесть они заранее планируют пройти поворот по короткой траектории с управляемым заносом. Это позволяется проходить более короткие расстояния на большей скорости.

Мы не на треке

Да, я прекрасно владею навыками построения траектории прохождения разных поворотов. Так же понятно, что для коротких крутых поворотов есть смысл срезать траекторию, так как это снижает центробежную силу (и то, только в том случае, если радиус поворота не в десятки раз больше, чем ширина полосы, а если же радиус поворота больше хотя бы 60 метров, срезать уже смысла особого нету). Так же я понимаю, что когда проходишь затяжной поворот, хочется оставить себе запас с внешней стороны. Но позвольте опомниться — мы ездим в городе, где есть понятие полос. И если водитель едет по правому ряду, для того, чтобы залезть в левый, надо по прежнему включить поворотник и убедиться, что маневр никому не мешает. Да, возможно и страшно проходить затяжной поворот с внешней стороны, но почему то между прохождением на меньшей скорости и удобством/комфортом многие водители выбирают именно комфорт, забывая зачастую о безопасности, как своей так и других участников движения.

Ну и на последок задам каверзный вопрос. А почему все те, кто срезают левые повороты, не делают тоже самое в правых поворотах на однополосных дорогах?) И ведь проходят без срезаний. Видимо срабатывается правило попробую срезать, а если некуда срезать, пройду правильно.

Запись опубликована в рубрике В процессе движения, Учимся водить. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий