Тайна о недостаточной и ограниченной видимости: великие знания сенсеев

Все мы читали книжку с ПДД, в которой даны определения этих терминов и даже приведены какие-то метры, после которых видимость уже нормальная. Как и все в ПДД так и эти расстояния являются достаточно условными. Все зависит от водителя и его автомобиля.

Сразу скажу про те самые метры, которые указаны в книжке — запомните их только с той целью, чтобы знать какие правила работают а какие нет. Например противотуманные фары можно включать только при недостаточной видимости, и если инспектор решит оформить какой-нибудь штраф, необходимо будет апеллировать конкретными цифрами.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Ограниченная видимость это та, которая ограничена каким-либо предметом или рельефом, будь то поворот, подъем или сломанная машина, а недостаточная, это та, при которой вроде никто не мешает, но или темно, или снег идет, или туман.

На практике различие этих терминов ничего не дает. Важен лишь термин «Насколько далеко просматривается дорога». Вот им и пользуйтесь.

Как рассчитать расстояние видимости

Честно сказать не знаю. Никогда этим не занимался. Мало кого за рулем интересуют метры. Единственное что мне интересно, это успею ли я обогнать, пока не перестанет быть видно встречников, или сколько у меня есть времени, чтобы выехать из двора.

Где нужна видимость и какой она должна быть

Вроде бы видимость нужна везде — не вслепую же ехать, но в разных ситуациях видимость будет требоваться разной.

Движение в потоке без маневров

Самая простая ситуации при движении. В некоторых ситуациях можно допустить полное отсутствие видимости (ослепил блик, окатило по крышу водой). Однако стоит помнить, что смотреть надо не только на задний бампер впереди едущей машины, но и дальше. Почитайте статью «Как я мог сбить собаку» и комментарии к ней — все кто сбивал животных ехали прямолинейно не выполняя никаких маневров. Просто скорость или дистанция не соответствовала тем, при которой можно вовремя заметить живое существо на дороге и вовремя принять меры для избежания ДТП. Я предпочитаю придерживаться правилу «чем выше скорость тем больше дистанция», а так же «чем теснее улица, тем больше дистанция», причем под тесной понимается та улица на которой узко, или слишком плотный поток.

Выполнение маневра обгона

Вот и начались сложности. Надо много куда смотреть и рассчитывать расстояния. Нам понадобятся видимость сзади и видимость спереди. Сзади мы должны видеть дорогу на столько, чтобы быть уверенными в том, что никто нас не догонит на огромной скорости внезапно. Спереди необходимо рассчитать каждую точку нашего обгона, и в каждой точке вы должны видеть ровно столько дороги, чтобы вовремя заметить встречный автомобиль, который едет на скорости, которая попадает в диапазон «разрешенная + 60». Таким образом мы пытаемся избежать летчиков, которые ездят на грани лишения прав. Заметить машину мало, надо еще и спрятаться успеть, а на это нужно еще время, а время мы переводим в расстояние, которое сможет преодолеть наш летчик. Приведу пример.

Едем по трассе, планируем обгон, ожидаем летчика, который едет навстречу 150 км/ч, проезжая 42 метра в секунду. Нашей машине необходимо 10 секунд, чтобы обогнать, а едет она тоже 150, то есть проезжает все те же 42 метра в секунду. В итоге две машины будут двигаться на встречу друг другу со скоростью сближения 84 метра в секунду целых 10 секунд. Итого имеем 840 метров на выполнение такого обгона + еще секунды 3 запаса, что будет равняться примерно 260 метров. Итого видимость должна быть для таких условий более 1100 метров. Если видимости недостаточно для обгона, маневр выполнять рискованно.

Видимость для того чтобы спрятаться

Если вы опытный водитель, то скорее всего пользуетесь другим методом обогнать, который более рискованный и требует определенных навыков. Суть заключается в том, чтобы иметь спереди ровно столько расстояния видимости, которого хватит на то, чтобы спрятаться (завершить обгон или оттормозиться и вернуться на исходную позицию). В таком случае нам не нужно целый километр видимости, так как с каждым метром для нас будет открываться все новый и новый участок дороги, если конечно мы не приближаемся к закрытому повороту с малым радиусом или верхушке подъема (что как раз и является ограниченной видимостью). Чтобы спрятаться или завершить маневр обгона мне требуется не более 6 секунд времени, а значит, сохраняя те же условия скорости моей и летчика мне нужно 500 метров видимости в каждый момент времени. Тонкий момент здесь такой, что расстояние видимости может внезапно начать сокращаться(об этом позднее).

Видимость для выезда с прилегающей

Мне нужно 5 секунд, чтобы выехать с прилегающей на основную и набрать среднюю скорость для трассы. Ожидается гонщик на скорости 150 км/ч, то есть мне нужно минимум 210 метров, чтобы быть уверенным, что никто не догонит меня.

Видимость при повороте налево

Суть здесь такая же. Чтобы проехать с места 10 метров дороги мне нужно 2 секунды времени, то есть видимость должна быть не менее 84 метров для тех же условий.

Итог по вышесказанному

Сказано далеко не все, а лишь передана суть. Все что необходимо сделать, это рассчитать время и умножить на самую худшую скорость сближения. На практике делаются приброски, и чем больше запаса будет, тем будет меньше вероятности ДТП.

Что делать если видимости не достаточно

Искать способы более безопасно выполнить маневр(например объехать препятствие справа, если говорим про объезд препятствия, не обгонять, если говорим про обгон).

Как увеличить видимость

Для езды в потоке достаточно увеличить дистанцию, следующий метод это наклоны собственного туловища, чтобы выглянуть из-за впереди едущей машины. На больших расстояниях это сделать сложнее, да и смысла нет, так как в следующую секунду условия изменятся и «пролонгированная видимость» будет недоступна.

Что может мешать видимости

Другие машины, которые оказываются перед вами (например на обгоне, кто-то так же выходит на обгон), рельеф (будь то поворот или горка). Особое внимание надо уделить фарам встречных машин, и всему, что летит из под колес других автомобилей (снег, вода, пыль) — все эти вещи могут снизить видимость с десятков километров до нуля. Запотевание стекол обладает тем же эффектом. В общем все тут не перечислить, и нужна аналитика.

В заключение скажу, что если есть хотя бы малейшие сомнения что не успеете, лучше повременить и убедиться в безопасности. Пусть другие нервничают и мечут гром и молнии, зато ваша машина и машина коллеги будут целыми, а ваши друзья и друзья других участников движения будут рады присутствию и здравию.

Запись опубликована в рубрике В процессе движения, Движение по прямой, Обгоны, Основы безопасного вождения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий