Как водят опытные водители — строим теорию и доказываем её

В данном блоге я пытаюсь поделиться своим опытом, но не всегда получается найти слова, особенно если вопрос философский. Вот например, как выглядит процесс вождения глазами опытного автолюбителя. Сложно это объяснить, но один способ я придумал.

У всех в школе была математика. Нас интересует в частности 10-11 классы. Там мы все проходили теоремы, а так же их доказательства. Так же там были аксиомы. Вот за рулем примерно тоже самое, и очень смахивает на работу биржевого аналитика.

Какие мысли крутятся в голове водителя

Еду по прямой, машин не видно, переходим в режим сканирования всех пешеходных тропок, выездов с прилегающих и прочих — ищем все, что двигается. Вот справа, на расстоянии 200 метров появилась собака, начинаем строить гипотезы:

  • Собака побежит через дорогу сразу, и мы разминемся
  • Собака дождется, когда я подъеду ближе, и бросится под колеса
  • Собака продолжит стоять
  • Собака убежит в обратную от дороги сторону

Из этих четырех гипотез, неприятной для нас является только вторая, и от части первая, а третья несет море неопределенности. Снижаем скорость, чтобы дать возможность ситуации разрешиться самостоятельно. Пока длится процесс снижения скорости, начинаем прорабатывать выбранные варианты. Для первой ситуации необходимо снизить скорость, чтобы у собаки появился запас времени, для этой же ситуации возможны варианты:

  • Собака добежала до середины нашей полосы и остановилась
  • Собака перебежала дорогу и исчезла
  • Собака перебежала дорогу, но вернулась

Все благоприятные ситуации тут же выкидываем из головы, а неприятные прорабатываем.

На каждую неприятную ситуацию ищем меры, которые примем для исправления дел, потому что потом времени не останется, а работы будет столько же.

Это слишком сложно

Так кажется. Когда вы ставите ногу на землю, вы учитываете кучу факторов (состояние земли, степень освещенности, положения туловища), а так же прогнозируете свои дальнейшие движения. Вы просто не замечаете этот процесс, так как он доведен до автоматизма. Я даже больше скажу — вы и сейчас водите примерно так, как я описал. Раз я так же вожу, зачем это читать — спросите вы. Все просто — чтобы вы обратили на это внимание. Различие одно: у опытного водителя факторов для анализа гораздо больше, чем у начинающего, а еще у него есть база данных типичных ситуаций, которые не требуют повторного анализа — опыт это называется. Причем кто-то достигает опыта за 2 года, а кому то и всей жизни будет мало.

При чем тут математика

Математика — это способ описать нашу реальность чем то более простым, нежели то, из чего наш мир состоит. Цифры, небольшой алфавит операторов, да немного законов работы чисел. С вождением тоже самое — вы строите гипотезы, выдвигаете тезисы, многократно доказанные гипотезы становятся аксиомами, упрощаете ход мыслей и просто получаете удовольствие от вождения, ведь руки и ноги рулят практически сами. Самое главное, это тренировать свой аналитический аппарат, иначе он будет работать медленнее.

Как повысить скорость вычислений

Вы не поверите, но метод есть, и работает он всегда. Просто надо понять, что скорость вычислений за рулем измеряется в единицах «мысли на метр пройденного пути». Для каждого водителя эта цифра постоянно меняется и зависит от состояния самого водителя (алкоголь действует здесь как понижающий коэффициент к скорости вычислений). Допустим одно предположение, это одна мысль, одна ответная реакция, это еще одна мысль. Значит при скорости вычислений 100 мыслей на метр, вы способны обработать около 50 предположений и придумать ответные меры на них. На один объект, в зависимости от его сложности и предсказуемости тратится от двух до 10 мысленных единиц. Это значит, что на метр пути вы способны обработать 5 объектов. То есть в плотном потоке ехать не реально с такой скоростью мысли. Однако если скинуть скорость движения автомобиля, скорость мыслей на метр возрастает. Со временем вы научитесь не обращать внимание на ненужные объекты, а большая часть ситуаций будет храниться у вас штампами и шаблонами.

Запись опубликована в рубрике Для новичков, Основы безопасного вождения, Учимся водить, Философская. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий