Какую передачу выбрать и как правильно переключаться

Какую передачу выбрать и каков правильный алгоритм переключения — вопрос вроде тривиальный, но лишь для тех, кто привык ездить на механике и делает это достаточно длительное время. Заметка рассчитана на тех, кто интуитивно владеет навыками переключения. Для получения базовых знаний, рекомендую для начала ознакомиться с заметкой когда нужно переключаться.

Как вообще переключаться на механике

Разберем сначала самый простой случай, когда мы разгоняемся, и разгоняться будем без торможений до требуемой скорости. Вроде бы тронулись и перебирай себе передачи. Но не все так просто. Вот мы тронулись на первой передаче…. Почитайте на всякий случай про то, как выжимать сцепление и как оно работает. Как только педаль сцепления отпущена полностью, начинаем плавно добавлять газ, чтобы скорость стала расти более менее стремительно. И вот обороты доходят до…. А вот тут возможны варианты. Можно крутить мотор до 3000, 4000, 5000, 6000 оборотов, а можно вообще переключаться на 2000 и даже ниже. Все зависит от требуемой динамики разгона.

Если ваша задача выиграть заезд на четверть мили, то конечно же вам необходимо выводить мотор в режим максимальной мощности и держать его в таком режиме весь трек. Здесь важно знать характеристики вашей машины. Если максимальный крутящий момент достигается на 4000 оборотах, то после переключения на следующую передачу значение оборотов должно быть не ниже числа максимального крутящего момента.

Таким образом, при максимальном моменте на 4000 оборотов необходимо раскрутить двигатель минимум до 5000-5500, чтобы после переключения двигатель резво продолжил разгоняться. Но мы ведь не на треке, и заезды на четверть мили устраивать не будем… Разумеется да. Будьте аккуратнее с разгоном. Лучше недоразогнаться, чем пере. Однако пример очень показателен. Чем выше число оборотов, тем динамичнее разгон. Следовательно, на каких оборотах переключаться, выбирать только вам, и только в зависимости от обстановки.

 Как работать сцеплением при переключении

Сильно расписывать не буду. Единственное, что можно сказать, то сцепление, в общем случае необходимо выжимать быстро, а отпускать педаль плавно, дозируя силу сцепления двигателя с колесами, ведь в конце концов мы или душим колесами разгон двигателя, или же наоборот раскручиваем двигатель за счет кручения колес. Поэтому старайтесь не допускать ударов (когда двигатель крутится быстрее, чем нужно колесам) или клевков(когда двигатель крутится медленнее, чем необходимо колесам). Почему стараться избегать? Сейчас объясню:

  • Удары — они явно не прибавят жизни вашему диску сцепления, однако это не все. На снежной и тем более ледяной дороге, может последовать пробуксовка колес, что может привести к сносу передней оси у передне приводных и к заносу у заднеприводных. У полноприводных лотерея. Может поплыть вся машина целиком, а может отработать правило как для заднего так и для переднего привода.
  • Клевки — у заднеприводных может начаться занос(скорее снос конечно, но не встречал такого понятия) задней оси, у переднеприводных все тот же пресловутый снос передней оси. У полного привода как повезет, да и от привода зависит.

Что из этого хуже? Да и то и то достаточно неприятно, и оба явления могут привести к печальным последствиям. Научились мы значит правильно работать со сцеплением, но ведь это пол дела. Помните я говорил про обороты, динамику, и что при отпускании сцепления мы обязательно душим или разгоняем двигатель. Все потому что практически невозможно выбрать идеальные обороты. Ну и ладно. Не реально значит не будем. Хотя подождите. Мы можем помочь двигателю, подведя обороты к необходимым. При разгоне, чем быстрее мы переключимся, тем меньше оборотов потеряем.

Причем динамику потери оборотов мы можем регулировать педалью газа. Что? Вас учили отпускать педаль газа при переключении полностью? Забудьте. Полностью отпускать газ имеет смысл только при очень быстрых переключениях. Обычно же отпускается лишь часть газа. Допустим вы нажали на газ на 50%. Перед переключением ловим момент когда машина прекращает разгоняться, потом отпускаем еще немного газ, и переключаемся.

Для примера нажали на 50% газ, раскрутили двигатель, потом на 40% почувствовали прекращение разгона, выжали сцепление, еще немного отпустили газ, чтобы обороты немного начали падать, и отпускаем педаль сцепления. Отпускаем, а не бросаем. В идеале обороты должны упасть до того числа, на котором бы ехала машина на той передаче, которую вы хотите включить. К примеру едем мы на второй, 3000 оборотов, скорость 50 км/ч. Надо переключиться на третью. На третьей передаче, машина бы ехала 50 км/ч на 2000 оборотов, следовательно, при переключении, обороты должны быть как можно ближе к 2000.

К моменту отпускания сцепления, когда двигатель уже контачит с колесами хоть как то, можно слегка добавить газ. Это позволит избежать клевка, а ведь пассажиры клевки переваривают хуже, чем легкие ускорения. А теперь домашнее задание. Опишите логику переключения на пониженную. Шутю, шутю. Читайте) Переключиться на пониженную сложнее чем на повышенную. Тоесть со второй на третью переключиться проще, чем с третьей на вторую. Объясню почему.

Когда мы переключаемся со второй на третью, наша задача сделать обороты ниже, чем есть сейчас. Едем на 3000, после переключения должно быть 2000. А вот при переключении на пониженную было 3000, должно стать 4000. А двигатель разогнать сложнее, чем остановить. Вспомните хотя бы как легко вы глохнете, и каких усилий стоит тронуться. Так вот по сути есть две техники включения пониженной передачи:

  1. Добавить двигателю оборотов, чтобы не разгонять его колесами
  2. Очень плавно отпускать сцепление, чтобы не получить сильного клевка, ведь в некоторых случаях торможение двигателем(а ведь это именно оно и есть, когда мы не трогаем газ, и при этом есть сцепление двигателя с колесами) может быть ооочень эффективно.

Сразу скажу. Не вздумайте включать пониженную, если есть риск выхода за пределы рабочих оборотов двигателя.  Допустим вы едете на пятой и у вас 5000 оборотов, а максимальные обороты 6000. Если вы переключитесь на 4ую, вам еще может повезти, но если вы переключитесь на две передачи ниже, то есть на третью, то двигателю может стать совсем плохо. Конечно коробка передач устроена хитро, и вряд ли даст вам совершить такой акт вандализма, однако и коробки рвало и двигатели выходили из строя.

А вот переключиться на несколько передач вниз вполне нормальное явление. Допустим вы ехали с горы, и у вас была включена пятая передача(ну не правильно же, ведь с горы крайне желательно включать что-нибудь ниже прямой передачи) и тут вы тормозите. Но тормозите вы правильно, и сцепление не выжимаете. Вы же помните что передача должна быть включена как можно больше времени. Если на четвертой ехать не возможно, включайте третью, не возможно на третьей, включаем вторую. Ну так вот, ехали вы с горы на пятой, и тут приходится резко тормозить, потом оказалось, что заяц передумал перебегать дорогу, но у вас уже 1500 оборотов и вы катитесь в горку, куда ваш мотор не вытащит на таких скромных оборотах.

Конечно нужно включить хотя бы четвертую, или лучше третью, чтобы резво набрать былую скорость, ведь ехать по трассе крайне медленно нельзя, а порой опасно(крайне медленно это 30-40 км/ч). Так вот подкинули оборотов и включая передачу, плавно отпускаем сцепление.

Какую передачу выбрать и как правильно переключаться

Ну очень философский вопрос. Давайте поразмышляем. Режимов езды на конкретной передаче у нас шесть. Собственно теперь можно систематизировать алгоритмы выбора передачи(значение оборотов непосредственно перед переключением, разумеется условные значения, которые на ваше машине могут быть другими):

1500 об./мин 3000 об./мин 5500 об./мин
Разгон, за которым последует замедление Переключаемся на пониженную Отпускаем газ и замедляемся с тормозом или нет Отпускаем газ, имея в виду, что тормозить двигателем машина будет сильнее, чем на 3000
Разгон, за которым последует равномерное движение Не меняем передачу Переключаемся на повышенную Переключаемся на две повышенных
Равномерное движение, за которым с большой долей вероятности последует торможение или остановка Переключение на пониженную Отпускаем газ Отпускаем газ, но плавно, так как машина может клюнуть
Равномерное движение, за которым последует разгон Переключение на пониженную Не меняем передачу Включаем повышенную
Замедление за которым последует равномерное движение Не меняем передачу Включаем повышенную Переключаемся на две повышенных
Замедление, за которым последует разгон Переключение на пониженную Не меняем передачу Переключаемся на повышенную

Если увидели ошибку в таблице, напишите об этом в комментариях. Сразу скажу, что таблица скорее прибросочная, ведь ситуаций достаточно много, и все зависит исключительно от вашей способности прогнозировать и знания вашего автомобиля. Я дал лишь примерный ориентир.

Ну и напоследок отвечу на вопрос одного из читателей: «Опишите, пожалуйста, процесс переключения передач на скорости, с пониженной на повышенную и в каких случаях наоборот. Если можно поподробнее, порядок конечно понятен: 1-я — только для того, чтобы трогаться… потом 2-3-4-5… Но бывают моменты: едешь на 4 и тут затор или светофор, нужно притормозить, а тут зелёный и движение началось с медленной скоростью… надо-ли переходить на 3 или можно продолжить движение на 4, но медленно… и подобные нюансы…».

Я обычно ориентируюсь из ситуации и скорости потока в целом. Допустим машины впереди ускоряются, однако видно, что через 5-6 машин поток снова тормозит. Смысла разгоняться попросту нету и движение можно продолжить на той передаче, на которой и ехали, а можно включить пониженную и регулировать ход автомобиля за счет ускорений и торможений двигателем.

В моем случае все зависит от настроения, вероятности что кто то начнет втискиваться без предупреждения и прочих факторов, но чаще всего я переключаюсь на пониженную, чтобы все время держать мотор в тонусе, или другими словами в зоне комфортных и силовых оборотов.

Запись опубликована в рубрике Для новичков, Учимся водить. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

14 комментариев на «Какую передачу выбрать и как правильно переключаться»

  1. Иван говорит:

    Добавить двигателю оборотов, чтобы не разгонять его колесами — как это? колеса приводятся в движение двигателем, двигатель за счет педали газа. Я не понял этого пункта. Можно поподробнее?

  2. Уилс говорит:

    У меня нет как таковых проблем с работой с МКПП. Однако, постоянно «плавает» расход топлива. От приемлемых 8 литров до неадекватных 12 литров. Авто одно и то же, период отсчета примерно пара недель (до очередной заправки) маршруты одинаковые. От чего это зависит? Как правильно эксплуатировать МКПП, чтобы экономить топливо? «Кручу» от 1.5 до 2.5 тысяч оборотов, стараюсь меньше нажимать на «газ». Следует сильнее давить на «газ»? Или плавнее отпускать сцепление? Или «крутить» до 3-4 тысяч оборотов? Подскажите пожалуйста!

    • Блоговод говорит:

      На этот случай мною была написана заметка про способы экономии бензина.
      Если в кратце, то не давать оборотов при трогании больше чем необходимо, а так же держать максимально возможную передачу и минимально комфортные обороты. Подробнее читайте в статье. Если останутся вопросы, с радостью на них отвечу.

      • Уилс говорит:

        Прочитал статью. Вот такой вопрос: да, я пробовал и давать минимальные обороты, машина очень и очень плавно разгонялась. Но расход был уже за 20 литров. Наверное, я слишком рано отпускал сцепление и двигатель «захлебывался» под нагрузкой, заливаясь бензином? Как «поймать» момент, когда надо добавить «газу»?

        • Блоговод говорит:

          Думаю, что ловить надо не момент добавляния газа, а работать над педалью сцепления. Лично я, когда трогаюсь, стараюсь не допускать оборотов ниже 2000 в процессе трогания, следовательно, когда у меня полностьюю отпущена педаль сцепления, на тахометре не менее 2000 оборотов, начиная во второй передачи это значение можно понижать, но не стоит доводить двигатель до трясучки. Я не просто так пишу про минимально _комфортные_ обороты.
          Если есть дисплей моментального расхода топлива, лучше руководствоваться его показаниями(только от дороги не отвлекайтесь пожалуйста, так как много случаев, когда водители увлекались приборкой, и попадали в ДТП).
          Иногда лучше держать 3000 на четвертой, чем 2000 на пятой, так как на пятой в горку машина не вытянет и будет слишком большая нагрузка на двигатель, и как следствие, большой расход.

        • Блоговод говорит:

          НУ и следите за числом ускорений. Чем больше мотор находится в состоянии разгона, тем больше топлива он будет потреблять.

  3. Лена говорит:

    прочитав десяток статей смело могу сказать — ваша самая запутанная!

    • Блоговод говорит:

      Спасибо за комплимент) Тоже неплохая номинация.
      Ну честно, я написал часть алгоритма переключения.
      На практике нет такого, что дошел до трех тысяч и переключился. Когда то и на двух переключишься а когда то и до пяти крутить приходится.
      Это же не езда по конкретной гоночной трассе без соперников, когда от круга к кругу делаешь примерно одно и то же, а езда в городе, где ситуация меняется постоянно.
      Подписывайтесь на обновления и сегодня же получите альтернативную версию, менее запутанную.
      Ну и вопросы не стесняйтесь задавать — в общении легче разобраться, чем в просто прочтении статей.

  4. Лена говорит:

    Ужасно много текста, чтобы это понять, надо уже уметь ездить, а учиться по такому описанию бессмысленно, у новичка и так каша в голове, а тут нет четкого алгоритма действий, каша стала еще гуще, а ясности меньше

    • Блоговод говорит:

      Не могу с вами не согласиться. В заметке описана основная часть действий и объять ее за одно прочтение действительно невозможно. Лучший способ воспринять написанное здесь, это выдернуть пару моментов и опробовать их, тогда при следующем прочтении эти моменты вас уже не смутят, а мозг будет готов воспринять следующую порцию. У меня в планах сделать дополнительные заметки с видео именно на эту тему, поэтому подписывайтесь и ждите обновлений, который скорее всего появятся в течение месяца.
      Если у вас есть какие либо предложения, с радостью их выслушаю.

      • Лена говорит:

        Пожелание: напишите простые схемы: делай раз, делай два, или хотя бы по достижении какой скорости переключать какую передачу.Новичку трудно смотреть и за оборотами и за скоростью одновременно. Сложный текст понятен профессионалу, но нужен ли он опытному водителю. Стиль у вас красивый, вам бы романы писать.

        • Блоговод говорит:

          В качестве такого пособия сгодится на первое время таблица, которую я составил в заметке. Я прекрасно понимаю, что хочется получить строгий алгоритм действий, и я бы его написал, если бы он был) Выбор передачи зависит исключительно от ситуации, ровно как и действия водителя. Подписывайтесь на обновления, и я порадую персонально вас видео материалом, который лучше передаст суть написанного. Видео заметки как раз будут охватывать более узкие условия.
          А за романы отдельное спасибо. Очень приятно получить хороший отзыв)

          • Лена говорит:

            да пожалуйста, стиль письма реально красивый, и чувствуется, что вы любите машины и езда для вас просто песня, вы ей наслаждаетесь… как все опытные люди, а у новичка три педали на которые надо нажимать вразнобой, 3-4 передачи (до пятой дотрагиваться страшно), руль, который надо крутить, причем постоянно в разные стороны, а еще поворотники, куча машин вокруг, куча знаков, пешеходов и масса новых звуков, которые тоже неизвестно что значат, и как все это может поместиться в одной голове? Тут не до наслаждения процессом:) и после в хлам разбитых учебных машин нереально чувствовать баланс сцепления… Начинающим пригодились бы советы типа: чего нельзя делать, и главное, что нужно делать вместо того, что нельзя. Профи многие вещи делают на автомате, даже не догадываясь, что о них кто-то не знает, а ведь многие не знают… и узнать негде. Вот например, что такое зона силовых оборотов?

          • Блоговод говорит:

            Здравствуйте Елена.
            Нет, я не забыл про ваш вопрос, а всего лишь формулировал ответ на него.
            Когда нужно переключаться или «зона силовых оборотов»
            Напишите пожалуйста в комментариях к заметке ваше мнение. Понятно написано или не очень?)
            Буда рад новым идеям для заметок.

Добавить комментарий