Когда нужно переключаться или «зона силовых оборотов»

Заметка не даст вам полноценный опыт в переключении передач, но приблизит вас к этому. Многих начинающих автолюбителей интересует один вопрос «когда нужно переключаться на механике». Обычно я привожу некоторый алгоритм, который далеко не всем понятен, после чего употребляю фразу «по обстоятельствам». И вот наконец я созрел (Елена, спасибо за наводящий вопрос), чтобы наконец таки сформулировать общее правило переключения, которое должно стать понятным более широкому кругу читателей.

 Что такое зона силовых оборотов

В заголовке заметки я употребил термин «зона силовых оборотов». Этот термин не является общепринятым, а является лишь моим выражением мысли. Суть в том, что мотор вашего автомобиля, оснащенного механической коробкой передач, не может развивать одинаковую мощность на всем диапазоне оборотов. Как правило, мотор очень дохлый на низких оборотах до 1500-2000, а так же после 4000-5000 оборотов. Это не является дефектом двигателя, просто на низких оборотах топливная смесь не успевает за один так сгорать полностью, а на высоких оборотах она сгорает слишком быстро. И то и другое явление отнимает силы у двигателя, и он становится слабее.

Где искать силу у мотора и от чего она зависит

Десять раз переписывал этот абзац, а все сложно как то получается. Решил написать совсем по простому. Изучите работу своего мотора, пытаясь понять на каких оборотах ему ехать проще, а на каких сложнее. Там где ехать проще, а мотор живее набирает обороты и будет силовая зона.

Я стараюсь держать обороты в нижней части этой зоны. У моей машины сила начинается с 2000 оборотов, а заканчивается на 4200, поэтому и разгон я планирую исходя из этой вилки и саму езду. Ехать стараюсь на диапазоне 2000-2500, разгоняюсь до оборотов 4200.

Минимальные обороты это те, с которых реально комфортно тронуться не рискуя заглохнуть. Максимальные — после которых машина перестает быть резвой, а звук мотора заглушает музыку в салоне.

Немного о максимальной мощности

Помимо зоны силовых оборотов, у мотора есть характеристика «максимальная мощность», которая выдается на конкретных оборотах — именно она и указана как столько то лошадиных сил. Если при переключении обороты попали чуть ниже этого значения, разгон на следующей передаче будет более резвый.

Алгоритм переключения

Вот я значит еду, и обороты выходят из зоны силовых оборотов, а это значит что или мотор ревет как резанный, или начинает захлебываться, трястись, а на педаль газа почти не реагирует — вот и пришла пора переключиться. Конечно при небольшом опыте лучше переключаться немного заранее, чтобы мотор мог всегда вас вытащить, если потребуется побыстрее набрать скорость (например при обгоне, или при опасности).

Еще один момент, который надо помнить, это шаг оборотов при переключении. Если вы едете на третьей передаче и мотор крутится на 3000 оборотов, то на четвертой передаче при этой же скорости у вас будет 2000 оборотов, а на второй 4000 оборотов. У всех машин разный шаг между передачами, но суть я думаю передал. Это особенно важно, ведь если вы едете на третьей передаче и у вас 1500 оборотов, то на четвертой может стать 500, что ниже значения холостого хода (минимальные обороты, на которых двигатель способен работать). Или вы едете на третьей передаче и у вас 6000 оборотов, а если переключиться на вторую, то двигатель будет вращаться с частотой 7000 оборотов, что может вывести из строя двигатель или коробку передач.

Резюмирую: задача водителя держать обороты в области комфортной как для самого водителя так и для мотора.

Так где же лучше держать обороты

Последний вопрос в этой заметке.

Если вы едете спокойно и размеренно, старайтесь включать ту передачу и в тот момент, когда после переключения обороты попадут в нижнюю границу комфортной зоны.

Если же режим разгона интенсивный или после переключения вам потребуется мощность (переключение перед поворотом например), то надо стараться попасть в отметку чуть выше середины комфортных оборотов.

Пожалуй все. Если что то не понятно — спрашивайте в комментариях, не стесняйтесь — я пишу специально для вас.

Запись опубликована в рубрике В процессе движения, Движение по прямой, Для новичков, Учимся водить. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий