Отказали тормоза, и что же делать? Как избежать?

Отказали тормоза?! У меня надежный автомобиль, и меня это не коснется. Да-да. Я тоже так думал) Но видимо что-то не срослось, и случилась со мной такая беда. А еще больше всего я был поражен своей реакцией. Она была крайне тормозной, и уж никак не показывала, что я был готов к отказу тормозов)

Как у меня отказали тормоза

Итак, начну по порядку. Рядовым будничным днем я возвращался с работы домой. Это было самое начало моего маршрута. Я выехал с территории работы, на перекрестке повернул налево, поднялся немного в пригорочек, развернулся и спустился до линии, перед машиной коллеги, где и встал ждать, когда нам загорится зеленый. За промежуток отъезда с парковки, до этой самой линии я нажал на тормоз много раз. И срабатывал он как обычно. Но тут загорается зеленый, и мы начинаем движение. Машина моя стоит на наклоне вниз. Я убираю ногу с тормоза, и начинаю катиться. Мне надо было прокатиться всего-то 2-3 метра, чтобы встать перед машиной коллеги и пропустить встречное направление. Вот тут то оно и свершилось) Нажимаю я на тормоз, а педаль тупо провалилась — отказали тормоза. Нет. Я, конечно же, в теории кучу раз читал, как действовать в случае отказа тормозов. Только вот так случилось, что тонкостей работы моего тормозного механизма я не знал. Я качнул педаль тормоза два три раза и, поняв что это бесполезно, начал судорожно искать рычаг ручника. Как же хорошо, что я стараюсь следить за тех состоянием своей машины, и ручник у меня работает на пять с плюсом. Успел я дернуть ручник и остановить машину. К слову сказать, машина успела набрать за этот промежуток около 10км/ч. Спасло меня две вещи. Первая — это привычка выдерживать дистанцию, а вторая — реакция и знание нескольких вариантов решения проблемы. Ну и исправность машины само собой.

Самое большее, что меня напугало, так это полная неготовность к такой ситуации. Точнее даже то, что я растерялся при отказе, чего делать категорически нельзя. Потерял я от половины до секунды времени на своей растерянности.

Кстати, вышла из строя деталь, которая таким образом выйти из строя ну никак не могла. У главного тормозного цилиндра обломило палец, который являлся креплением для поршня.

Что делать если остановил машину после отказа тормозов

Ну отказали тормоза это еще пол беды. Важны дальнейшие действия. Я поступил неправильно, излишне самонадеянно. Первое, что я сделал, это покинул перекресток. Да. Без тормозов. Встал у обочины и начал думать, что к чему. Потом, недолго думая, я звоню другу, и он приезжает мне на помощь. Сначала хотели тянуть машину на тросу. Потом решили, что он просто поедет в качестве прикрытия спереди, и в случае чего примет удар на себя. Как решили, так и сделали. Правый ряд, 20-30 км/ч, включенная аварийка, торможением преимущественно двигателем и добавочно ручником. Да и ехать всего 5 светофоров.

Так делать категорически нельзя!!! 

В этой ситуации самым правильным решением будет, или оставить машину на перекрестке (не забываем про знак аварийной остановки), или откатить при помощи сторонней помощи на обочину, заручившись товарищами с потока (разумеется, в машине должен сидеть водитель, который сможет остановить машину, если она вдруг покатится с горки). Далее или машину ремонтируем на обочине, если это реально, или грузим на эвакуатор с частичной или полной погрузкой. Полная погрузка, конечно же, в приоритете. Стоит это будет совсем не дорого, ведь доехать надо до ближайшей стоянки. Если беда приключилась за городом, или вызываем мастера, или грузим опять же на эвакуатор. И в том и другом случае вы рискуете создать аварийную ситуацию если не себе, так другим. С тормозами шутки плохи. Доехал я конечно хорошо, если не считать взбешенного камаза, которому не понравилась моя медленная езда (и это при наличии двух рядов слева от меня). Но в целом повторюсь. Пытаться ехать без тормозов достаточно безрассудно!

Кстати еще один момент. У моей машины двухконтурные тормоза. То есть тормозная магистраль не единая, а разделена на две независимых магистрали. И у моей машины, если вышел из строя один контур, второй будет работать, но в самом низу, то есть педаль надо попробовать нажать прямо в пол (у вашей может быть все по другому). Этого я не знал. На всякий случай можете почитать, как устроены ваши тормоза и что бывает при отказе одного из контуров или главного тормозного циллиндра. Эти знания позволят сэкономить вам несколько секунд времени.

Алгоритм при отказе тормозов

1. Если коробка автомат без системы торможением двигателем, можете пропустить этот пункт. Включить пониженную передачу и бросить педаль газа. Это позволит машине останавливаться за счет двигателя. Если считаете, что есть возможность переключиться на две передачи вниз (с четвертой на вторую), делайте обязательно. Обычно можно переключаться на две передачи вниз, если число оборотов не превышает в данный момент 2-3 тысячи. А еще лучше знать шаг числа оборотов с передачи на передачу. К примеру, у моей машины между передачами ровно 1000 оборотов, и переключение на две передачи вниз дает скачек на 2 тысячи оборотов.

2. Нажать и отпустить резко педаль тормоза несколько раз до самого пола. Если эффекта за 2-3 качка нет, переходим к третьему пункту.

3. Итак, мы уже тормозим двигателем, тормоз не реагирует. Начинаем выбирать меньшее зло. На трассе это обычно сход в кювет под мягким углом. При начале крена автомобиля лучше доруливать в сторону крена. Это даст надежды избежать переворот машины, но не перестарайтесь. Слишком большой угол завернет машину и поставит на крышу. Если кювета нет, или съезжать туда опасно (к примеру, много деревьев), раскачиваем машину рулем из стороны в сторону, как лыжники на слаломе. Не забываем при этом, что есть опасность заноса, особенно зимой. Если есть отбойник, притираемся к нему. Лучше покрасить бочину, чем стать инвалидом. Да и притираение, не столь ранимая для кузовщины операция. Отделаетесь только заменой внешнего железа, в крайнем случае. В конце концов, можно притереться об другие машины. Если притереться некуда, и нырять некуда выбираем самую мягкую и безопасную цель, и готовимся к аварийной посадке. Если вы при этом подадите звуковой сигнал, это будет только плюсом. При выборе цели старайтесь избегать малолитражек, так как они удар могут перенести достаточно плохо. Опасайтесь также камазов с открытым задним мостом. Обычно машины залетают под камаз и им сносит крыши (если конечно скорость высока, но кто бы знал опасную для залета под камаз скорость). Ничего хорошего при сносе крыши не будет.

Еще один способ, который я как то наблюдал, это выезд на встречку. Так делать нельзя. Мы должны остаться в своей полосе. Пешеходов пугаем звуковым сигналом, едем при этом прямолинейно, они, с большей долей вероятности, разбегутся в стороны.

Способ избежать отказа тормозов

1. Следите за состоянием тормозных шлангов. Смотреть надо в первую очередь на  внутреннюю часть перегиба. Если там есть хотя бы маленькие трещинки, шланги под замену.

2. Познакомьтесь с конструкцией вашей машины, узнайте, сколько у нее тормозных шлангов. У моей машины их шесть. Срок службы у всех примерно одинаковый. Менять лучше разом все. Меньше в сервис придется бегать.

3. Осмотрите днище вашей машины и обратите внимание на самые слабые места. Тормозные трубки обычно проходят по самому днищу и ничем не закрыты. Знание расположения тормозных трубок даст вам возможность избежать их повреждения.

4. Перед каждой поездкой, при заведенном двигателе, нажмите сильно на педаль тормоза и подержите несколько секунд. Если педаль стала мягче, чем обычно, или вовсе постепенно уходит в пол повод задуматься об исправности тормозов.

5. Время от времени осматривайте асфальт или снег под машиной. Наличие луж под колесами может быть следствием протечки тормозов.

6. Ну и наконец, если вас просто что-то смущает в поведении машины в целом, и тормозов в частности, остановитесь и посмотрите все ли нормально.

В довесок порекомендовал бы такую, абсурдную на первый взгляд вещь, как замену главного тормозного цилиндра хотя бы раз в 3-4 года.

Запись опубликована в рубрике В процессе движения, Для новичков, Учимся водить. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий