Какой бензин заливать — история содержимого топливного бака

Раньше я как то не задумывался над тем, какой бензин заливать в свой автомобиль. Да, на 95 бензине машина идет лучше, но можно сэкономить и лить 92. И экономия то какая выходит при частых поездках. А на трассу я лучше 98 залью, чтобы мотор прочистился. А двигателю что, он же подстраивается. Так я думал до капитального ремонта двигателя. Когда я разобрал двигатель, немного ахнул.

Двигатель, точнее его детали, были совсем не в том состоянии, что я ожидал увидеть. Клапана начали прогорать, свечи были с большим нагаром, кольца закоксовались и залегли. Я начал искать причину такого состояния. Бензин вроде на хороших заправках лил, подсосов воздуха не было, все датчики исправны, форсунки в хорошем состоянии, масло только хорошее и только по регламенту. Оказалось все проще. Бензин играет достаточно большую роль в сроке работы двигателя. Важен не только факт того, что бензин воспламеняется, но и как он это делает. На качество воспламенения бензина влияет его октановое число и присадки.

Что такое октановое число

Если приводить термин дословно, то это детонационная стойкость бензина. Если говорить простым языком, высокооктановый бензин поджечь сложнее, и он более стойкий к высокой степени сжатия. Если попытаться залить восмидесятый бензин в турбомотор, где сжимается больше воздуха в том же объеме, нежели в атмосферном, то при сжатии, под высоким давлением такой бензин попросту взорвется, хотя до срабатывания свечи дело еще не дошло и, возможно, что даже поршень не дошел до точки, где он будет опускаться. С другой стороны, если в обычный атмосферный мотор залить 98 бензин, давления в камере сгорания, при сжатии, будет не достаточно, чтобы бензин хорошо загорелся. В итоге бензин продолжает гореть даже после открывания выпускного клапана. Низкооктановый бензин легко воспламеняется даже при низкой степени сжатия, высокооктановому бензину нужно высокое давление, чтобы он хорошо воспламенился.

Что такое детонация

Многие слышали этот термин. Не буду приводить справочное определение — объясню простым языком. Возьмем длинную трубку и наполним её топливовоздушной смесью, тоесть тем, что и сгорает внутри двигателя. Если поджечь смесь с одной стороны трубки, пламя пойдет к противоположному концу. При нормальном воспламенении смесь сгорает, допустим, со скоростью 10 метров в секунду. При детонации же скорость горения смеси будет в десятки или даже сотни раз выше, тоесть речь идет уже не о воспламенении, а о взрыве. А что хуже всего, так это детонация при самовозгорании, тоесть когда топливо взорвалось раньше, чем его нужно было поджечь — двигатель ведет поршень вверх, а тут по поршню прилетает кувалда. Двигателю точно не будет хорошо. Даже если поршень пошел вниз, и по нему ударили кувалдой, хорошего мало. Вот этот удар кувалдой и есть детонация. Именно поэтому при детонации двигатель звенит или еще говорят «пальцы звенят».

Что такое прогар

Прогореть может клапан, поршень, и головка блока цилиндров. Термин прогар надо понимать буквально — уронили вы уголек на одежду и прожгли дырку. Тоесть дырка в одежде прогорела. Прогорела, потому что ткань не выдержала температуры и стала разрушаться. Прогар деталей тоже самое. Если при работе двигателя нарушен температурный режим работы, детали внутри камеры сгорания начинают перегреваться и разрушаться. Прогар обычно вызывается неподходящим или некачественным топливом. Если залить в мотор с низкой степенью сжатия 98 бензин, топливо будет гореть слишком долго, а значит, что в момент, когда горящей смеси в камере сгорания быть уже не должно, она там еще есть и горит. Это значит, что в то время, когда детали камеры сгорания уже должны начать остывать перед следующим тактом, они продолжают нагреваться. Рано или поздно в таком режиме работы двигатель устанет и у него прогорит или клапан, или поршень, или головка блока цилиндров. Если же в турбомотор залить, к примеру, 101 или 103 бензин, то у него может прогореть не только вышеперечисленное, но и крыльчатка турбины.

Срок хранения бензина

Об этом скажу буквально пару слов. Не всегда вы заправляетесь бензином, у которого изначально было именно заданное октановое число. Еще при производстве мог быть получен 92 бензин и в него намешали присадок, повышающих октановое число. В итоге получился 98 бензин. Но вот незадача. Если этот бензин долго не выкатывать, он может стать 95, так как присадки испарятся.

Что такое «закоксовались кольца»

Если нарушен режим работы мотора, или мотор очень часто работает внатяг или на низких оборотах, поршень начинает греться больше, чем положено. В результате, масло, которое попадает на кольца разлагается на смолы и горючую составляющую. Смолы оседают на кольцах, горючая составляющая выгорает. Смолы попадают в пространство между поршнем и кольцом и там спекаются, образуя при этом «кокс», тоесть вещество, которое способно гореть только при высоких температурах. В общем, этот кокс становится как цемент, и не дает свободно сжиматься и разжиматься кольцу. В конце концов кольцо не может разжаться и перестает эффективно выполнять свою функцию. Это состояние колец назвается «кольца залегли». Они еще могут находиться в отличном состоянии, но не могут работать из-за «кокса». Есть специальные присадки-раскоксовыватели, но работают они далеко не всегда, а даже если работают, то не всегда в состоянии помочь.

 

Ответ на главный вопрос, какой же бензин заливать

Думаю вы и сами догадались. Как минимум его октановое число должно соответствовать тому октановому числу, что рекомендует производитель вашего автомобиля. Обычно эту информацию пишут на лючке бензобака. Тут стоит быть внимательными, ведь иногда производитель пишет марку бензина, а иногда именно октановое число, что является разными показателями.

Так же важен показатель качества бензина. Некачественный бензин может иметь не то октановое число, что ожидается. Но это еще не все. В бензине могут содержаться свинцовые добавки или добавки содержащие другие металлы, что приведет к повреждению катализатора. И в дополнение, в бензин могут быть добавлены некачественные присадки, которые имеют хороший растворяющий эффект, что приведет к повреждению пластиковых и резиновых деталей топливной системы.

Использование присадок в топливо

Использование присадок, купленных в магазине, это всегда риск. Иногда риск не получить требуемый эффект, а иногда навредить мотору и топливной системе. Одно дело, если вы добавляете 100 грамм спиртовой присадки на полный бак, чтобы выгнать скопившуюся в баке воду, и совсем другое дело, когда льете октан корректоры, которые могут содержать металлы, которые навредят вашему мотору. Присадки очистители топливной системы могут или растворить пластик и резину в топливной системе, или, если они менее агрессивны, то могут поднять весь налет, который всосет топливный насос, что в свою очередь может повредить его. Лично мое мнение, что достаточно заправляться качественным бензином проверенной заправки, а лить при этом присадки вовсе лишнее.

Запись опубликована в рубрике Для новичков, Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий