Чип тюнинг — в чем секрет мощности

Многие наверное слышали про волшебную фразу чип-тюнинг. Многие знают, что благодаря чип тюнингу можно увеличить мощность двигателя, не прибегая к гаечным ключам, а лишь ограничившись проводом и компьютером. Но не все знают, на каких принципах именно основан чип тюнинг, а так же его особенности плюсы и минусы. Об это и предлагаю поговорить.

Основа устройства современного двигателя

Современный двигатель, это комплекс программно механических устройств. Крутится то в двигателе исключительно железо, а вот подготовкой топливной смеси занимается электроника. Если не вдаваться в подробности, то нам будут интересны топливный насос, топливные форсунки(распылители бензина), коммутаторы(рапределители зажигания, отвечающие за правилный момент подачи искры), и воздушные клапаны вестгейт, блоуофф и байпас(отвечают за регулирование давления наддува и давления выхлопных газов на крыльчатку турбины). Я перечислил те электромеханические узлы машины, управляя которыми можно достингуть тех или иных показателей мотора.

Задачи, решаемые чип-тюнингом

Первое место занимает повышение мощности двигателя. Такой чип тюнинг предлагается как производителями автомобилей, так и частными ателье.

На втором месте стоит отключение или корректировка влияния датчиков на работу двигателя. Было у машины два лямбда зонда (кислородных датчика). Один до катализатора, другой после. Катализатор разрушился и второй лямбда зонд, который стоит за каталитиком, начинает показывать блоку управления неверный сигнал. В итоге блок принимает решение обеднять смесь, а сама машина при этом не едет. Чип тюнинг же позволяет или вовсе отключить второй лямбда зонд или скорректировать таблицы его значений, чтобы блок управления думал, что все в порядке. Так же часто такой корректировке подвергаются датчики температуры выхлопных газов, которые стоят дорого, а ломаются часто — выход эти датчики отключить напрашивается сам собой.

Все то же второе место занимает корректировка обработки сигналов с электронной педали газа. Это единственный способ решить проблему неотзывчивой педали. При таком чип тюнинге корректируется программа обработки сигнала педали с отключением некоторых режимов экологии и защитных режимов, не позволяющих к примеру резво набирать газ при повернутом руле.

Третье место гордо занимает редактирование программы управления при замене агрегатов на агрегаты с другими характеристиками. Это может быть и установка более мощной турбины, и установка компрессора в дополнение к турбине и установка другого распределительного вала, который отвечает за работу клапанов двигателя.

 

Какой мотор можно зачиповать

Как видно из задач, решаемых чип тюнингом, в той или иной степени «чипануть» можно любой мотор, если он управляется программным блоком управления. Однако на практике у большинства атмосферных моторов вы попросту не найдете таблиц и программ для изменения поведения или характеристик вашего мотора. Чаще всего чипуются только турбо моторы и компрессорные, так как основная задача чип тюнинга всетаки повышение мощности мотора, а у атмосферных моторов особо перенастраивать нечего.

Принцип чип тюнига

Итак, в чем же заключается принцип чип тюнинга. Сразу надо сказать, что чип-тюнинг, это ничто иное как замена управляющей программы блока управления двигателя. При чиптюнинге заменяются или таблицы настроек или программа в целом — все зависит от модели блока управления.

Если стоит задача увеличить мощность атмосферного дефорсированного мотора, то в него заливают обычную, а не дефорсированную прошивку. Если в атмосферном моторе стоит стандартная прошивка, то можно лишь откорректировать залить прошивку с исправлениями по подаче топлива. Это же правило справедливо и для атмосферных моторов со сложной подачей топлива(не просто пшик, а сложный алгоритм послойного впрыска) — можно попытаться изменить алгоритм впрыска, в надежде что инженеры в чем то просчитались. Чип тюнинг атмосферных моторов не способен дать солидный прирост мощности мотору — одна, две или даже пять лошадей погоды не сделают, а за чип тюнинг прийдется заплатить.

И наконец мы добрались до моторов с наддувом. В этом классе моторов чип тюнинг становится куда интереснее, так как прирост в мощности без вмешательства гаечного ключа может достигать и 50 и 70 лошадиных сил. Принцип на самом деле прост. В блок управления загружается программа, которая изменяет логику работы клапана вестгейт. Вестгейт отвечает за подачу выхлопных газов на крыльчатку турбины или в обход неё. Следовательно можно сделать более раннее его закрытие и позднее открытие. Таким образом, турбина начнет нагнетать воздух раньше, а наддувать будет дольше. Можно так же поменять логику работы клапана блоуофф, задачей которого является сброс давления, превышающего определенный порог. В конечном итоге, двумя этими клапанами можно настроить давление наддува на более высокий показатель, а ваш мотор будет работать не как трех литровый агрегат, а как мотор с объемом 3,5 литра.

Конечно же способов повысить мощность множество, и я привел лишь пример для общего понимания процесса.

Минусы чип тюнинга

Если выполнять чип тюнинг нацеленный на повышение давления наддува, не меняя при этом железную часть, это в конечном итоге может привести к снижению ресурса двигателя. На сколько снизится ресурс может сказать только практика. Также в большинстве случаев мотор начинает больше расходовать бензин. Так же часто забывают, что увеличенная мощность мотора повышает нагрузку на коробку передач и привода, что может привести к их быстрой поломке.

Чип тюнинг как неизбежность

Решили вы увеличить мощность своего двигателя, и сделать это по науке. Вы установили на двигатель новую головку с распредвалом, которые дают лучшие характеристики, заменили турбину на более производительную, заменили топливные форсунки на более производительные с последующей заменой топливного насоса, так как у стандартного не хватит мощности на прокачивание новых форсунок.

Это правильный путь, но такой мотор, после внесенных вами изменений скорее всего не сможет даже завестись. Чип тюнинг такого мотора это жизненная необходимость, ведь блок управления должен научиться управлять мотором с оборудованием, отличным от штатного.

Как ускоряется так и тормозит

Это негласное правило чип тюнинга. Нельзя увеличивать мощность двигателя, забывая при этом про тормозную систему. Одно дело, если вы добавили двигателю 20-30 лошадей, а совсем другое, если в результате всех работ, мотор стал мощнее на 150-200 коней. Зачастую при полноценном тюнинге мотора, владельцы так же занимаются тюнингом тормозной системы, устанавливая вместо штатных тормозных механизмов многопоршневые суппорта и тормозные диски увеличенного размера.

Трансмиссия не должна пострадать

Напомню, трансмиссия это все, что находится между двигателем и колесами. К трансмиссии относятся маховик, сцепление, коробка передач, дифференциалы, раздатки и привода. Все эти узлы должны быть рассчитаны на возросшую мощность, иначе сложно будет говорить о надежности автомобиля. Кстати подвеска так же будет испытывать большие нагрузки, а значит ей тоже необходимо уделить внимание.

Только подходящее железо

Нельзя просто так взять и поставить на мотор другую турбину. Она должна подходить по размерам, характеристикам и нагрузке. Все это касается и других запчастей, которые устанавливаются на ваш автомобиль. Прежде чем начинать действовать, необходимо изучить опыт тех, кто подобный тюнинг уже проводил. Ну и разумеется, что все, что вы сделаете со своим автомобилем, вы сделаете на свой страх и риск — едвали кто то сможет гарантировать корректность тюнинга, если только вы не обратились в тюнинг ателье.

Запись опубликована в рубрике Своими руками, Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий