Электронная педаль газа — ну зачем?

Пишется заметка, потому что накипело. Расскажу, что такое электронная педаль газа, немного окунусь в историю и объясню чего от электронной педали газа ожидать. Начнем пожалуй с истории, а уйти прийдется далеко, когда еще на смену карбюраторным моторам стали приходить системы с впрыском.

История появления электронных педалей газа

Раньше педали газа, были с тросовым приводом. Тоесть нажимаете вы на педаль газа и натягиваете трос, который с другой стороны соединен с приводом воздушной заслонки (дроссельная заслонка). Но при работе двигателя на холостых оборотах, двигателю постоянно требуется разное количество воздуха, особенно при холодном пуске. И сделали тогда инженеры подсос — дополнительная воздушная заслонка, которая открывалась при холодном моторе для его возможности работать на холодную. Время шло, и следующим шагом была сделана воздушная заслонка с электронным асистентом, тоесть вы по прежнему дергали трос, но при этом если трос не натянут, заслонка могла менять угол открытия в определенных пределах, что позволяло автоматически регулировать холостые обороты двигателя и самостоятельно ему прогреваться. Далее появились системы круизконтроля, когда машина начала уметь регулировать скорость движения, что отразилось на умении воздушной заслонки работать на всем диапазоне углов открытия. Но инженеры все еще держались и оставляли привод заслонки тросовым. Однако в последствии стали появляться системы антипробуксовки ведущих колес с отъемом можности мотора и началось самое интересное. Водитель уже не мог управлять воздушной заслонкой напрямую, а лишь начал отдавать команды компьютеру, который сам выставлял необходимый угол открытия. Может быть, конечно, круиз-контроль и антипробуксовочная система и не являлись причиной появления полностью электронноуправлямых дросселей, но согласитесь, возложить управление на компьютер намного проще, чем придумывать инженерные решения, позволяющие совместить тросовый привод и свободное управление газом электроникой.

Что же такое электронная педаль

Собственно остается только подвести итоги выше сказанного. Электронная педаль газа ничем не отличается от педали джойстика для автогонок. Педаль газа сообщает компьютеру, на сколько глубоко её нажали, а компьютер уже в свою очередь дает команду моторчику заслонки повернуться на заданный угол.

Почему накипело

Долгое время я отъездил на машине, у которой педаль газа с тросовым управлением, и привык, что если нажал на газ, или отпустил его — тут же получаешь реакцию мотора. Волею судеб, теперь я езжу не только на своем автомобиле, но и разделяю часы поездок на другой машине с электронной педалью газа. И хочу сказать, что время реакции действительно заставляет напрячься. Едешь по трассе, необходимо сделать движение рулем и паралельно добавить газу, так как привод передний — и что мы имеем. Руль повернут, а газ еще не начал набираться. По зиме это приводит к небольшим заносам, которые я успеваю купировать. А другие просто говорят, что машина непослушная — и ведь правильно говорят. Далеко ходить не надо: на днях ехал по сколькой трассе и получил два заноса подряд в двух поворотах. Отклонение некритичное, всего 5-10 градусов, но я не планировал двигаться бочком в этих условиях… Продаются специальные устройства, называемые джеттеры, но сколько знакомых их не пробовало, никто не почувствовал разницы. Да и логично, ведь задержка вызвана не медленностью передачи данных от педали до компьютера автомобиля (быстрее скорости света еще ничего не придумали), а тем, что компьютер еще должен обработать данные с педали, сверить их с контрольными таблицами, возможно проверить вероятность пробуксовки, расчитать угол, на который необходимо открыть заслонку — как результат, имеем задержку в десятки или даже сотни миллисекунд, а это между прочим несколько метров.

Совет

На сегодняшний день, все производители так или иначе переходят к электронным педалям, и не стоит отказываться от покупки конкретной машины, только потому что её газ управляется не тросом. Просто имейте в виду, что электронное управление дроссельной заслонкой дает задержку в реакции мотора. Надо всегда держать в голове эту задержку и нажимать или отпускать газ немного раньше, чем это требуется (понятно что не всегда это возможно). Повлиять же на время задержки может только производитель автомобиля, изменив алгоритмы работы с педалью газа, или установив в блок управления двигателем более быстрое железо.

Запись опубликована в рубрике Для новичков, Основы безопасного вождения, Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Электронная педаль газа — ну зачем?»

  1. прохожий говорит:

    «И сделали тогда инженеры подсос — дополнительная воздушная заслонка, которая открывалась при холодном моторе…»
    Описка -воздушная заслонка «закрывалась!» , создавалось дополнительное разряжение, подсасывающее дополнительное топливо…

  2. Азат говорит:

    Ну конечно, время реакции минимальное так то.
    Но возможно твоя машина это истребитель, вот тут наверно долго получается

    • Блоговод говорит:

      Отвечу по пунктам:
      1. Время реакции может быть и минимально, но тросовый привод во первых откроет заслонку мгновенно, так как передача прямая, а во вторых машине ничего не остается как набирать обороты, так как заслонка открыта и на новую порчию воздуха необходимо добавить бензина. Еще не забываем что электронное управление дросселем зачастую настраивается на экологию и повышает обороты не с той же скоростью, что вы жмете на педаль газа.
      2. Каждый чувствует машину по своему. Действие всех механизмов я лично чувствую с точностью до долей секунды и мне мешает задержка в 0.3 — 0.5 секунды и далее не адекватное нажатию на педаль открытие заслонки.

      В общем случае получается, что машина принимает решение за человека, на сколько же открыть дроссель и стоит ли это делать. А самое главное, что на одинаковую степень нажатия на педаль газа приходятся разные степени открытия заслонки — иногда на газ надо давить сильнее, иногда слабее.

Добавить комментарий