Боюсь садиться за руль. Как мне быть?

Сдала год назад жена на права. Вроде должны были научить, но как повелось в наших автошколах, это скорее коммерция, нежели реальное обучение. Поэтому приходится доучиваться. Ездим уже далеко не первый день, а прогресс идет медленно. Разбираемся, и выясняется, что при езде за рулем моя жена испытывает чувство страха. Ну как бы причина медленного прогресса вроде бы и ясна. Страх блокирует другие способности человека. Но все не так просто. Надо разбираться в причинах и устранять их. Сразу скажу, что страх у начинающего водителя скорее хорошо, чем плохо, ведь те, кто не боится – попросту не задумываются о опасности езды за рулем для себя и окружающих.

Для начала надо понять, что такое страх. Здесь все просто и куча энциклопедий мигом дают ответ на этот вопрос. Страх – это механизм человеческой психики, направленный на выживание. Испытывая страх единственное, на что способен человек, это избавиться от раздражителя вызывающего тот самый страх. В случае с вождением первое, что хочется сделать это выйти из-за руля. Теперь пойдем дальше. От чего возникает страх и когда возникает. Возьмем темную комнату, в которой вы живете. Страшно ли вам в ней? В большинстве случаев нет, так как вы знаете её каждый уголок. А если зайти в темную пещеру? Да. Вот здесь страшновато, и фантазия уже рисует стаи шакалов и насекомых наползающих на вас. То есть возник страх из-за неизвестности. В таких ситуациях я обычно сразу прикидываю список всех рисков и заранее решаю, как буду действовать. И тут же страх отступает. Ведь я знаю, что буду топтать насекомых при первом появлении, а при приближении шакалов встану спиной к стене и приму бой, зная, что носовая часть любой собаки и глаза любого животного являются очень больным местом. Ну а раз я знаю, как будут развиваться события дальше, и как я буду действовать, зачем бояться. Правда мое сознание по пятьдесят раз прокрутит сцены боев со зверями, и я могу немного выйти из себя, чувство страха я уже не испытываю – оно заменяется легкой яростью. Теперь вернемся к рулю. Что заставляет бояться водить? Все та же неизведанность. Ведь в каждую секунду может что-то случиться.

Тренировка

Ну что же. Будем тренироваться, чтобы не бояться водить. Для того чтобы избавиться от страха надо стать уверенным в себе водителем. По жизни вы можете быть как абсолютно уверенным, так и сомневающимся во всем человеком. Водитель обязан быть уверенным в своих действиях. Нет уверенности – нет безопасности. Начнем с азов. Необходимо натренировать зрительную память, чтобы всегда в голове хранилась полная картина пространства вокруг машины на расстояние видимости. Помнить надо 360 градусов. Пока мы боимся отвести взгляд от дороги, движение за рулем опасно, так как всегда есть необходимость смотреть по сторонам и зеркалам, а при отсутствии в памяти всей картины, руки, почему-то, пытаются увести машину в сторону, и мы совершаем непроизвольные движения рулем. Едем на площадку, где никому и ничему ничего не угрожает, и ездим между бутылками, отводя взгляд от дороги или закрывая глаза. Лучше, если рядом будет сидеть товарищ, который сможет вовремя окликнуть в случае, если что-то пошло не так. Задача достаточно простая – мы должны научиться ездить по извилистым коридорам между бутылками не смотря вперед. Когда этому научитесь, необходимо тренировать память на заднюю часть дороги и боковые стороны от машины. Всегда надо помнить, сколько и кого сзади и по бокам, и время от времени обновлять информацию. Разумеется, надо уметь просматривать всю дорогу впереди, и видеть происходящее на обочинах и тротуарах, так как именно от туда вылетают животные, велосипедисты и дерущиеся люди.

Умение прогнозировать

Вот мы и умеем держать в голове все пространство вокруг машины. Но оно пока что статичное, то есть не двигается, а просто запечатлено как фотография. Такая информация сама по себе не даст никакой пользы. Эту картинку надо оживлять. Если, к примеру, мы видим машину, которая едет поперек нашему движению, необходимо, используя её траекторию движения и скорость дорисовать, куда и как она поедет. Причем эта машина может, как ускориться, так и замедлиться. Вариантов не много и все они должны быть просчитаны. Благоприятные исходы мы сразу выкидываем, чтобы не тратить ресурсы мозга впустую, а вот неблагоприятные надо обработать. Например, машина ускоряется и на перекрестке происходит столкновение. Чтобы этого избежать – заранее переносим ногу на педаль тормоза и готовимся тормозить. Разумеется, если этот вариант был спрогнозирован, необходимо усилить контроль данной зоны. Возможно, потребуются дополнительные движения рулем, но это сложнее, так как при этом нужно обязательно убедиться, что соседние полосы свободны для маневра.

Умение проектировать поведение

То, что мы спрогнозировали динамику всех объектов на дороге, дает пищу для последующего анализа. В предыдущем абзаце я уже приводил пример. Однако пример был достаточно примитивен. Есть более сложные ситуации, к примеру, торможение с уходом в сторону и одновременным заносом задней оси. Здесь поможет только тренировка, например, в школе контраварийного вождения. Часть вещей нельзя натренировать, например, выход из ритмического заноса на большой скорости, поэтому надо знать теорию приемов для противодействия данным ситуациям и выходу из них, если противодействовать им не удалось.

Умение читать дорогу

Здесь важно видеть все необходимые знаки, понимать условия видимости и постоянно держать под контролем состояние покрытия (ямы, гололед, снег, гравий). Увидели знаки, перекресток, лед, встречная машина, животное или любой другой объект который может оказать влияние на нашу безопасность, и начинаем прогнозировать обстановку, после чего проектируем наше поведение.

 

В итоге

Вот мы знаем, как помнить обстановку, как делать прогнозы и проектировать свое поведение, и параллельно с этим постоянно читаем дорогу. Получается, что все, что нам может помешать, мы видим, а самое главное знаем, как избегать ситуации, которые спрогнозировали. Чего теперь нам бояться?

Запись опубликована в рубрике Учимся водить. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий