Литые диски — то, о чем мало кто напишет

Литые диски, это деталь автомобиля, от которой зависит комфорт и безопасность. Покупая литые диски, стоит уделить пристальное внимание основным параметрам, так как это позволит сэкономить время и деньги. Расскажу немного тонкостей, на которые необходимо обратить особое внимание.

Масса литого диска

Первый параметр, который отличает литые диски от штампованных это масса. Значение массы литого диска нельзя переоценить, судите сами:

  • Чем легче диск, тем проще машине ускориться
  • Чем легче диск, тем легче машине остановиться
  • Чем легче диск, тем меньшее влияние оказывает рельеф дороги на комфорт и безопасность

Наверное многие слышали про термин «неподрессоренная масса». Этот термин обозначает те узлы, которые входят в прямой или косвенный контакт с дорожным покрытием, но которые при этом не смягчены пружинами, амортизаторами и прочими узлами.

Какую дверь вам легче открыть, деревянную, или металлическую? Какую дверь проще затормозить, чтобы она не захлопнулась. Точно так же и с колесами. Чем легче колесный диск, тем эффективнее будет разгон и торможение. Ну а прохождение неровностей я думаю и так понятно — стабилизировать прыгание на кочке проще у легкого колеса, легкое колесо с большей долей вероятности отскочит от борта ямы, нежели пробьет своей массой покрышку.

Прочность литого диска

Параметр не менее важный. Чем крепче сплав, из которого состоит диск, тем меньше вероятность того, что диск развалится при сильном ударе или же деформируется. Разные производители применяют различные добавки, которые делают алюминиевый сплав прочнее, а диск долговечнее и надежнее.

Эластичность литого диска

Этот параметр находится, как правило, на противоположном конце от прочности. Крепкие сплавы не могут быть эластичными, а эластичные сплавы не могут быть стойкими к удару. Однако эластичность снижает воздействие удара об яму, что позволяет снизить воздействие удара на подвеску и кузов. Идеальный литой диск в меру эластичен и в меру прочен. Такой диск будет мяться при сильных ударах, но при этом не будет лопаться, что позволит не потерять кусок подвески, снизить скорость и остановиться на кривом, но целом, колесе.

Вылет колеса

Вылет колеса это расстояние от плоскости прилегания литого диска к ступице (то место от куда торчат шпильки или куда вкручиваются болты) до середины диска в поперечном срезе. При выборе литых дисков необходимо знать рекомендуемое производителем значение вылета (обозначается как ЕТ42, что переводится как 42 миллиметра между прилеганием и серединой). У всех машин для разных размеров дисков могут быть разные значения вылета. Отклоняться от них можно, но во первых может измениться поведение машины, а во вторых, при значительном отклонении, может возрасти нагрузка на подшипники колеса (ступичные подшипники).

Так же не стоит забывать, что при отклонении от вылета, собранное колесо может задевать за арку колеса, или элементы подвески. В любом случае желательно для начала примерить колеса, прежде чем приобретать их.

Бывает такое, что диски понравились, а вылет меньше, чем нужен. В этом случае можно прибегнуть к проставочным дискам. Если вы собрались использовать проставочные диски, не забудьте заменить колесные болты на более длинные, а если у вас шпильки, убедитесь, что гайка зайдет на шпильку используя все витки резьбы. Если гайка накрутилась на шпильку не полностью, такие проставки использовать нельзя — это не безопасно.

Толщина обода и толщина спиц

Многие про это забывают, что заканчивается тем, что сам диск, или балансировочные грузы начинают задевать за элементы подвески или тормозные узлы. Проверить можно только примерив диск, или почитать отзывы от владельцев такой же машины, на которую были установлены таких же диски.

Наличие и количество хампов

Хампом называют небольшой отлив, который идет параллельно к борту литого диска и служит для препятствования сползания покрышки к центру колеса. Другими словами в сильном повороте покрышку может стянуть к центру колеса, что приведет к разгерметизации. Если у диска один хамп, это никак не маркируется, если хампов два, то будет стоять маркировка H2.

Литье или ковка

Вопрос сложный и относится к разряду философских. С хорошим кованным диском можно не беспокоиться, что при небольшом ударе о яму придется чинить колесо, однако при сильных ударах может произойти пробой покрышки о диск или разламывание элементов подвески, что приведет к частичному или полному отделению колеса. Опять же кованный диск может быть как эластичным так и крайне прочным — все зависит от модели. У кованных дисков имеется технологическое ограничение — количество дизайнов очень сильно ограничено технологией производства.

Радиус литого диска

При выборе литого диска не стоит забывать про неизменную высоту колеса в сборе. Следовательно, чем больше диаметр диска, тем меньше высота покрышки, или как ее называют «профиль резины». Покрышка, это единственное место, которое смягчает прохождение стыков и мелких ям. Чем ниже профиль резины, тем более устойчиво ведет себя резина на дороге, но тем жестче становится ехать. В зимнее время года высокий профиль дает небольшой запас, при помощи которого покрышка немного изгибается и препятствует срыву колес в поперечной плоскости. Дополнительно зимой дорога как правило хуже и на низком профиле можно будет выучить рельеф дороги при помощи поясницы. То есть на зиму рекомендуется ставить высокий профиль, на лето пониже, но без фанатизма, ведь по статистике более частыми гостями в шиномонтажах являются как раз владельцы пробитых на ямах «низких» колес и расколотых дисков.

Параметры PCD и DIA

Про PCD нет смысла что то расписывать. Экспериментов тут быть не может, и при покупке диска с неправильным PCD вы попросту его не поставите на автомобиль. PCD это диаметр окружности, на которой расположены отверстия для крепежа диска к ступице.

А вот с DIA можно ошибиться и не заметить этого. DIA это диаметр центрального отверстия литого диска. Многие думают, что это отверстие сделано просто так, чтобы колпачки туда вставить. Это не так. Это посадочное отверстие, которое служит для центровки диска на ступице. Нельзя отклоняться от задуманного параметра DIA, так как даже при отличии на 2-3 миллиметра вы рискуете поставить диск не строго по центру, что приведет к сильной вибрации при езде. И самое главное, что вы будете балансировать колеса, менять их местами, грешить на резину, но про центральное отверстие так и не подумаете. Половина интернета так или иначе сталкивалось с вибрацией из за неправильного центрального отверстия.

Если вам уж очень сильно понравились диски, но их центральное отверстие больше, чем предусмотрено у вашей машины, необходимо будет купить или изготовить специальные адаптеры (это не проставочные диски, как их иногда называют). Роль адаптера заключается в том, чтобы плотно войти в центральное отверстие диска, и так же плотно сесть на ступицу. Лучше всего, если адаптер будет изготовлен из металла, так как пластиковые адаптеры достаточно недолговечны, и могут позволить сместиться колесу даже при сильном ударе об яму.

Ширина диска

Лучше всего прислушиваться рекомендации производителя. Однако, если вы по каким то неведанным причинам не знаете требуемой ширины, запомните золотое правило: колесный диск должен быть уже, чем ширина покрышки. Если покрышка имеет ширину 205 мм, что равно примерно 8 дюймов, то ширина диска должна быть не более 7,5 дюймов. Если диск шире покрышки, колесо может разбортоваться в повороте, что приведет к снижению или потере управляемости.

Количество крепежных отверстий

Вот вы и постигли все премудрости выбора литого диска. Но не спешите бежать покупать. Еще один параметр. Он тоже важный, и лучше его не забывать. Речь идет про количество отверстий под крепеж колеса. Отверстий должно быть столько же, сколько и отверстий/шпилек на ступице.

 

 

Вот пожалуй и все. Может быть статья получилась и очень объемная, но думаю, что оно того стоит, ведь на кону деньги, комфорт и безопасность.

Удачи на дорогах.

Запись опубликована в рубрике Для новичков, Эксплуатация автомобиля. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий