Управление автомобилем на льду, гравии, песке и прочих опасных покрытиях

Скользкая дорогаПорой приходится ездить в условиях гололеда, снежной каши, или просто ехать по гравийной дороге или песчаному пляжу. Еще реже, но более опасно, приходится съезжать на обочину для избежания аварийной ситуации. Есть еще размытая грунтовая дорога.

Техника движения по нестабильному покрытию в целом одинакова для любой такой дороги. Единственное, чем отличаются эти ситуации возможность или невозможность оказаться на таком покрытии на более низкой скорости чем есть.

С чего начать? С анализа своей резины. При движении по гололеду, предпочтение отдается шипованной резине или достаточно качественной липучке. При движении по грязи решающим фактором будут крупные шашечки в протекторе. При движении по гравию сказывается ширина резины. Чем резина шире, тем менее стабильно будет вести себя автомобиль. Изучить свойства резины можно на специальных площадках, или в безопасных безлюдных местах, где в случае ошибки ни вам, ни вашему автомобилю ничего не угрожает (к примеру, в поле, но никак не во дворе, в котором никто не гуляет, так как в пустом дворе всегда есть кому кинуться под колеса).

Но я же не могу менять резину в зависимости от того куда еду. Да. Вы абсолютно правы. Но знание свойств резины, на которой передвигаемся, дает преимущество.  А если вы не знаете, как поведет себя резина на данном участке, самым правильным решением будет снижение скорости до такого значения, при котором машину можно будет безопасно остановить даже на летней резине в гололед.

А как оценить качество покрытия? Во-первых, по равномерности цвета. Если мы едем по асфальту и видим, к примеру, темное пятно, явно не похожее на заплатку, надо по возможности снизить скорость, а при подъезде к пятну или участку дороги внимательно рассмотреть его. Если не удается понять, что с дорогой, лучше скинуть скорость. Педаль тормоза при этом необходимо отпустить до того, как вы въезжаете на странный участок.

Самые опасные маневры на нестабильном участке, это вращение рулем с добавлением/отпусканием газа или торможением. В этом случае машину может закрутить или наоборот скинуть с траектории (повернули руль, а машина не начала поворачивать). Не стоит надеяться на системы ABS и ESP. Далеко не всегда они помогают.

Самое главное правило, это очень плавные движения рулем, нежная работа тормозом и газом. Любое резкое движение может стать роковым.

Самая неприятная ситуация, требующая молниеносной реакции и отточенных навыков, это уход на обочину во избежание ДТП. Запомните. Нельзя уходить на обочину с нажатой педалью тормоза или газа. Это гарантированный улет или разворот. На переднеприводном авто даем небольшое натяжение в момент ухода, но не газуем, что есть мочи. На заднеприводном авто просто убираем ногу с тормоза(передача при этом включена). Полноприводные авто требуют постоянного нажатия на педаль газа. Не надо добавлять газ, или наоборот скидывать. Это касается именно автомобилей с постоянным полным приводом. Машины с подключаемым полным приводом до момента подключения(подключается как правило при большой нагрузке или пробуксовке главной оси) ведут себя, как передне(реже задне) приводные авто. Следовательно, легкий натяг не даст машине уйти в занос. Если переборщите с газом, может подключиться задний привод, и машину, скорее всего, развернет со всеми вытекающими.

Когда вы попали на обочину и критичная ситуация миновала, так же плавно уходим на асфальт или останавливаемся, по прежнему, не принимая резких движений. Будьте начеку. Движения одновременно по разным покрытиям непредсказуемо.

Отдельно хочу отметить зимние условия каши и так называемые ребра на дороге(снежные бордюры между колеями от колес, а также между полосами). При попадании одной стороны на это снежное ребро, а другой при этом на ровную скользкую поверхность происходит разворот машины. Меня так разворачивало. Еле как вывел машину из заноса, будучи развернутым уже на 90 градусов. Рецепт все тот же. Газуем адекватно приводу и не делаем резких движений.

Рассказывать какие-то приемы для выправления машины я намеренно не буду. Теория здесь не приемлема и ни к чему хорошему не приведет. Для этого нужен именно личный опыт. Если хотите иметь связь с вашей машиной постоянно, тренируйтесь на специальных площадках и автодромах, или обратитесь к инструктору по экстремальному вождению. Эти навыки позволяют не терять самообладание даже в самой критичной ситуации.

Вывод заметки такой: внимательнее следите за дорогой, изучайте по мере возможности предел способностей вашего авто, и никогда не приближайтесь к нему больше чем на 80%, не совершайте резких движений, если только это не вопрос жизни или смерти.

Запись опубликована в рубрике В процессе движения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий